Саакашвили: Русскому шпиону пощады не будет!

На модерации Отложенный

В Тбилиси заканчивается процесс по делу «грузинского Штирлица». Ему грозит четверть века тюрьмы

В Тбилиси завершается закрытый судебный процесс над политологом, экспертом по военным вопросам Вахтангом Маисая, обвиняющемся в шпионаже в пользу России. Прокуратура потребовала для него 24 года тюремного заключения. Суд вынесет приговор, выслушав «последнее слово» подсудимого, что ожидается 29 января.

Адвокат подсудимого Натия Коркотадзе заявила журналистам, что Вахтанг Маисая невиновен, и суд должен его оправдать. В такой исход однако верится с трудом. Оправдательные приговоры в Грузии звучат редко. А когда подсудимый обвиняется в шпионаже, да еще на вражескую Россию, то, каким сроком закончится дело - предсказать сложно. Однако адвокат уверяет общественность, что выдвинутое против Маисая обвинение шито белыми нитками, и его обязательно должны освободить. По ее словам, проходящий по этому же делу высокопоставленный сотрудник Минобороны Грузии Ираклий Баткуашвили получил условных 3 года, 5 тысяч лари (около 3 тысяч долларов) штрафа и освобожден из-под стражи, «но Баткуашвили согласился на предложенную прокуратурой процессуальную сделку». Попросту говоря, чистосердечно раскаялся и рассказал что да как... А вот Маисае, возможно, придется расхлебывать всю кашу, которая заварилась 5 мая 2009 года.

В этот день в Грузии произошел мятеж Мухрованского бронетанкового батальона. Напомним те события. В Тбилиси был пик выступления оппозиции, требовавшей отставки президента Михаила Саакашвили. Согласно официальной версии, офицеры батальона, финансируемые Россией, должны были объявить о неподчинении властям и присоединиться к акции - по грузинским телеканалам была даже показана оперативная видеосъемка тайного собрания офицеров. Первое они успели сделать, второе совершить им помешали расторопные власти, пресекшие бунт.

По неофициальной версии, из Тбилиси дали команду Мухрованскому батальону вывести пару тяжелых машин для устрашения оппозиции, но офицеры отказались это сделать, посчитав подобное выступление против народа нарушением воинской присяги. И пошло-поехало разбирательство с неподчинением-мятежом. В тот же день по всей Грузии прокатилась волна арестов - было задержано в общей сложности около 30 человек. В их числе оказался Вахтанг Маисая, которого взяли прямо на лекции, которую он читал в Государственном университете.

В экспертном сообществе этот арест вызвал наибольшее недоумение. Прозвучавшее же обвинение в том, что Маисая арестован за шпионаж в пользу России во время августовской войны в Южной Осетии, и вовсе шокировало. Сразу возникли встречные вопросы: если он шпионил во время войны, то почему арестовали только сейчас, спустя почти год?!

Однако сам президент Михаил Саакашвили, комментируя произошедшие события, подтвердил: «Во время августовской войны 2008 года, он передавал в соседнюю страну данные о дислокации грузинских войск». Особое возмущение грузинского лидера вызывало то, что Маисая достаточно долго (около 5 лет) проработал военным атташе в представительстве Грузии в НАТО: «Удивительно, что за мораль и нравственность должна быть у этого человека, который работал против своей страны, работал на противника, чтобы тот мог уничтожить грузинскую армию.

И все это он делал ради денег!»

МВД Грузии вскоре распространило видеозапись, в которой профессор Маисая признался в шпионаже в интересах третьей страны. В частности он заявил, что вышел на российскую разведку через своего знакомого профессора с Украины и после этого отправлял послания одному из офицеров российских спецслужб. Кроме этого, МВД распространило аудиозаписи его разговоров с нанимателями, и специальное заявление, в котором говорилось: «Вахтанг Маисая передавал секретные данные, взамен ежегодно получая 7 тысяч евро и бонусы. Во время августовской войны Вахтанг Маисая ежечасно выходил на связь с информацией о расположении грузинских войск, количестве военной техники и местах дислокации. После «августовской активности» на его счет в АО КБ «Базис Банк» было зачислено 3 тысячи евро... В действиях Маисая содержится преступление, предусмотренное статьей 314, часть первая УК Грузии «Шпионаж», что предусматривает лишение свободы сроком до 12 лет».

Тем не менее, несмотря на очевидность произошедшего, некоторые коллеги Маисая, отказывались верить в его виновность. В частности, эксперт по военным вопросам Ираклий Сесиашвили заявил в прессе, что «признание собственной вины Вахтангом Маисая выглядело неправдоподобным». «Во время военных действий в Цхинвальском регионе Маисая находился в Тбилиси, а, значит, не мог передавать секретную информацию о нахождении и передвижении грузинских воинских частей», - сказал Сесиашвили. Чуть позднее в местных изданиях появились сообщения о том, что у грузинских правозащитников есть годичной давности письмо арестованного Маисая своему приятелю в Баку, в котором он выражает опасения за свою жизнь. Из письма следует, что русские считают его своим врагом, и в случае захвата ими Тбилиси Маисая просит азербайджанского друга предоставить ему временное убежище.

Вот такого рода странности сопутствовали пребыванию Маисая за решеткой, пока шло следствие. Дальше - больше.

В конце августа, когда дело должно было быть передано в суд, Вахтанг Маисая неожиданно отказался от своих показаний, а его адвокат Коркотадзе сообщила журналистам, что на подзащитного оказывается давление. В частности, на допросы его часто вызывают по ночам, что подтверждает сокамерник. Еще большую путаницу в историю внесла пресс-конференция правозащитников, которые уверяли, что на допросах Маисаи присутствует некий представитель ФСБ РФ. «Либо этот человек, предав Россию, работает на грузинские спецслужбы, либо российские и грузинские спецслужбы отлично сотрудничают друг с другом», - резюмировали они. Кроме этого, правозащитники сообщали, что Маисая отказался от предложения органов, «сообщить» имена целого ряда высокопоставленных лиц Грузии, депутатов и зарубежных дипломатов, якобы тоже завербованных иностранными спецслужбами. В конечном счете, яснее ситуация для общественности не стала, а дело Маисаи было передано в суд лишь недавно.

Спрогнозировать, какой приговор вынесет суд не берутся даже независимые грузинские юристы: «Если его вина действительно доказана, то не меньше 12 лет. Но, судя по уверенному поведению защиты, у нее есть серьезные контраргументы, и дело может развалиться».