Как Саркози спас Тбилиси от российских танков

На модерации Отложенный

Только что вышедшая в свет книга бывшего сотрудника Госдепартамента США Рональда Асмуса рассказывает о весьма любопытных подробностях российско-грузинского конфликта 2008 года.

Сам Асмус работал в Госдепартаменте еще при администрации Клинтона, и поэтому не мог быть прямым свидетелем событий, описываемых в его книге, названной «Маленькая война, которая потрясла мир». Более того, российская позиция в книге не представлена вовсе – т. к. никто из российских должностных лиц не захотел с ним разговаривать. Так что остается только догадываться, откуда Асмусу известны такие яркие подробности того времени, как, к примеру, разговор в феврале 2008 года Владимира Путина с Михаилом Саакашвили.

«Думаете, вы можете верить американцам, и они поспешат к вам на помощь? – якобы сказал Путин. – Никому нельзя верить! Кроме меня».

Фраза настолько знакома всем, родившимся в СССР, по диалогу Мюллера с Айсманом из всенародно любимого сериала «17 мгновений весны», что, действительно, позволяет поверить в правдоподобность такого разговора.

Весьма забавно в описании Асмуса выглядит история с миротворчеством президента Франции Николя Саркози. Представьте ситуацию: грузинские военные, побросав оружие и технику, разбегаются. Зато грузинские штатские выходят на многотысячный антироссийский митинг. И тут к Саакашвили влетает возбужденный Саркози, прямо из Москвы, с договора, согласованного с Дмитрием Медведевым. Саакашвили плачет от счастья – вот она, прибыла настоящая поддержка от НАТО и ЕС, не то что «шестерка» прибалтов, поляков и Ющенко. И вот Саркози протягивает ему документ…

По словам Асмуса, стоявший рядом с Саакашвили «высокопоставленный американский дипломат (непосредственный куратор от Госдепа, надо полагать. – КМ.RU) был потрясен двусмысленностью текста соглашения о прекращении огня, который французский лидер на скорую руку составил в Москве 12 августа.

Вечером того же дня, когда сто тысяч грузин радостно скандировали: «Сар-ко-зи, Сар-ко-зи», собравшись возле здания парламента в Тбилиси, французский президент предъявил Саакашвили составленный им документ и сказал, что ничего лучше тот не получит.

«Где Буш?

Где американцы?! – сердито рычал Саркози на грузин. – Они не придут вас спасать. И европейцы тоже не придут. Вы – одни. Если не подпишете, то скоро здесь будут русские танки».

Впрочем, и с американцами все было очень непросто. Согласно повествованию Асмуса, незадолго до столь ярко описанной им сцены в Тбилиси в Белом доме ряд американских политиков обсуждал возможность непосредственного вступления в конфликт. В частности, рассматривались предложения нанести бомбовый удар по Рокскому тоннелю, через который российские войска двигались на выручку Цхинвалу. Если верить Асмусу, сторонниками таких действий были высокопоставленные чины Белого дома во главе с вице-президентом Диком Чейни. Сам же президент США Джордж Буш, вернувшись в Вашингтон с пекинской Олимпиады, на четвертый день войны приказал свернуть подобные планы.

Вообще, если верить книге, Джордж Буш оказывается куда более здравомыслящим политиком, чем всем нам казалось. Асмус, правда, объясняет это тем, что «заканчивающий свой президентский срок Буш в силу практических соображений вынужден отойти на позиции прагматизма. Он не хочет начинать драку с Россией и не может убедить своих союзников… в необходимости поддержать стремление Грузии стать членом Организации Североатлантического договора». Возможно, и потому, что никто и из лидеров стран НАТО не рвался в бой, но Джордж Буш, тем не менее, когда ситуация стала взрывоопасной, дал отбой воинственным планам некоторых своих сотрудников. Он заявил, что такие действия повлекут к «конфронтации» (а если точнее, то к войне) с Россией. Этот приказ вызвал негодование Чейни, посчитавшего, «что Буш фактически дал российскому премьеру Владимиру Путину зеленый свет для использования силы против Грузии».

Если Асмус пишет правду, то выясняется, что обстановка тех августовских дней была еще более тревожной, чем всем нам казалось. В этой связи все более серьезными выглядят предупреждения, раздающиеся периодически со стороны российских спецслужб, дипломатов и военных, о реванше, который готовит Саакашвили за тот августовский разгром. И неизвестно, как в этот раз поведут себя заправилы американской политики. Приближается весна – самое время для военных провокаций.