ТВ-2010: посмотрев, жить - не хочется
На модерации
Отложенный
В завершившиеся новогодние каникулы всем стало окончательно ясно, что кризис добрался до российского телевидения. И колбасит его не по-детски. Такой бедной программы, как в эти праздники не было уже давно. Не стоит, наверное, даже и говорить, что по большинству доступных, например, в Москве 20 с лишним каналам шло практически одно и то же. Но даже рейтинги самого-самого показывают, что зрителя кормили безнадежным «тухляком».
В десятке топ-фильмов: «Красотка» (образца 1990 года с Ричардом Гиром и Джулией Робертс), традиционные, как снег в январе, «Ирония судьбы, или с легким паром», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука». Даже попавшие сюда же «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), «Крепкий орешек-4»(2007), «Стиляги» (2008) и «Доярка из Хацапетовки» (2007) принципиально дела не меняют. Все, кто интересуется, посмотрели их задолго до нынешних каникул. О феномене «Золушки», снятой в 1947 году потом поговорим отдельно.
В 2005 году, когда на каналы десятидневный отдых страны от содержательного труда свалился неожиданно, такое положение дел еще можно было списать на форс-мажор. Теперь – пять лет спустя – кроме полного недоумения иных эмоций от увиденного не возникает. А значит подтверждаются упорные слухи, что производство новой оригинальной теле- и кино- продукции на первой и второй кнопках, да и на всех остальных, почти полностью заморожено. Идет процесс досъемки некоторых запущенных ранее сериалов и все. На большее денег нет.
Страна доедает стабилизационный фонд, реальные доходы от рекламы обвалились и идут по преимуществу на производство довольно затратных новостных программ, да малобюджетных, но заведомо обеспеченных рейтингом передач, типа «Пусть говорят» или «Давай поженимся».
Возможно, это и к лучшему. Фантазия у телевизионщиков до кризиса была не слишком богатой. Ее хватало только на то, чтобы кормить сформированную телеаудиторию однообразным мылом, да скупать лицензии на продукт, который уже смогли раскрутить на Западе. Возможно, именно нынешнее безденежье расшевелит мозги телевизионному начальству и продюсерам. Прежние «тучные годы» этому, явно, не способствовали.
Сложившиеся до кризиса правила игры обеспечили нам предельно унылое телевидение, подающее бесконечную жвачку столь же унылым аудиториям. Первый канал – это женщины средних лет и пенсионеры, «Россия» - пенсионеры и женщины (именно по этому между двумя ведущими каналами всегда идут драки на грани фола – играют-то на одном поле), НТВ – брутальные мужики, которым чем больше крови и грязи – тем лучше, СТС и ТНТ – что-то, что можно охарактеризовать как крайне средне образованная молодежь… И так далее по списку.
На вот такие портреты и ориентировались «телетворцы». Официальная ориентировка для производства новых сериалов: потребитель – провинциальная тетенька среднего возраста, на экране – про жизнь, про любовь; не чистая мелодрама, а социальная; историческое, легкое ретро, советское время: застой или период развала СССР; элементы детектива – без чернухи и откровенных бандитов. Все это архетип для Первого и «России». Дальнейшие различия минимальны: Первый – больше любви и социальных аспектов, «Россия» - больше мелодрамы.
Ориентировки прочих вполне можете воспроизвести и сами, наблюдая на СТС «Ранетки» с «Папиными дочками», на ТНТ – «Дом-2», «Универ» и прочее, НТВ – «Паутины», и хиты «2х2» с мультиками для эмо и других выпавших в осадок троллей.
Впрочем, первые шаги нового «креатива» на нашем ТВ, признаем, просматриваются. Очевидно, что обе первые кнопки хоть и с разной степенью решительности взялись за дело изменения своей целевой аудитории. А проще говоря, постепенно ввязываются в драку за «средний возраст» и молодежь.
Сами додумались или получили соответствующие установки от кремлевских кураторов, щедро инвестирующих госбюджет в нужды флагманов отечественного телевидения, - другой вопрос. Но демонстративное изгнание с Первого канала Аллы Пугачевой, вкупе с бесконечным мельканием на экране четверки Ургант-Мартиросян- Цекало-Светлаков, говорит о многом. «Россия» устроившая на 1 января ребрендинг своих каналов тоже стремится к омоложению. Правда, опала культовым Евгению Петросяну и Регине Дубовицкой пока не наступила, и передоз КВН-ского юмора здешнему зрителю не грозит еще долго, но общий тренд очевиден.
В этом плане показателен старт сразу двух новых телесериалов, которые столь нехарактерны для наших двух главных федеральных каналов, что их просто нельзя не отметить. Только появившаяся на Первом «Школа» молодой Гай Германики уже буквально взорвала общественное мнение.
Продукт оказался таким оригинальным, что с ним пытаются разбираться и депутаты Госдумы, и правительство Москвы, и всевозможные сообщества педагогов, и, разумеется, миллионная блогосфера Рунета. Пересказывать ход дискуссий не станем, но «растление неокрепшей психики малолетних в прайм-тайм» - далеко не самый жесткий из эпитетов противников «Школы».
Сериал «Крем», стартовавший 3 января на теперь «России 1», с этой точки зрения куда менее скандален, но тоже весьма показателен. Он рассчитан именно на молодежную аудиторию. Большего того изначально даже не предполагался к показу на таком респектабельном канале. «Крем» снимался для аудитории канала «Домашний». Однако новые тренды и его успех на Украине, где сериал прошел ранее, заставил руководство ВГТРК перекупить продукт. Решение пока себя оправдывает. По итогам первой части января, «Крем» вошел в тройку самых смотребельных сериалов по России, а по Москве – он безусловный лидер зрительских симпатий.
Ну, и наконец, третий тренд, который нам продиктовали новогодние каникулы, и под знаком которого, вероятно, пройдет наступивший год. Для тех самых плаксивых теть и стариков, раз нет денег на новые сериалы, придумали новую игрушку – фильмы-раскраски. Точнее, мы теперь до этого не столько додумались, сколько убедились, как это перспективно. Пусть над «розовым» Штирлицем смеется сам Первый канал, пусть ветераны возмущаются наложением красок на Леонида Быкова и его поющую эскадрилью, «Золушка» 1 января лишний раз показала – пипл хавает. Ее четвертое место в рейтинге топов говорит само за себя.
В среднем раскрасить старый фильм стоит около 500 тысяч долларов. Фильм-раскраска активно рекламируется каналом, как «премьерный показ» - зритель верит и послушно включает телевизор. Рейтинг цветной версии фильма «В бой идут одни старики» 11,9% (доля зрителей – 37,8%). При этом черно-белая версия получает 8,3% (при доле – 27,1%). Какие еще аргументы нужны?!
Больше зрителей – дороже реклама. Но это еще не вся выгода. Тут есть и другое местечко для хорошего гешефта. На многие старые фильмы уже не распространяются авторские права. Они считаются национальным достоянием, и их можно крутить по телевидению абсолютно бесплатно. Можно пачками красить, устраивать «премьеры», а потом – обремененные новыми правами - продавать каналам помельче цветные копии.
Первый и второй каналы таким новым бизнесом занялись теперь очень активно. И подкинули американской компании LEGEND FILMS большой кусок работы. Говорят, что теперь фильмы в Америку шлют пачками. На очереди «премьеры» разноцветных «Веселых ребят», «Волга-Волга», «Подкидыша» и прочих. А что скажут старики про по-настоящему красные революционные шаровары на Алексее Трофимове (Георгии Юматове) в фильме «Офицеры» - дело уже десятое.
Интересно, но в самой Америке бум на колоризацию старых фильмов случился еще, аж, в 80-е годы прошлого столетия. Но примерно тогда же и благополучно сошел на нет. Многие раскрашенные версии старых фильмов оказались неудачными. «Гражданин Кейн», «Касабланка» и «Эта прекрасная жизнь» стали эталоном вреда колоризации. В дальнейшем оказалось, что «раскраска» к тому же нарушает многие положения законодательства об авторских правах. И в 1995 году ведущие студии наложили запрет на колоризацию фильмов.
Но нам в данном случае западный опыт, разумеется, не указ. Проснувшись спустя 30 лет, руководители ведущих телеканалов полезли на старые американские грабли. Раз «пипл хавает» будем красить и красить старые советские картины, пока не упремся рогом в эпоху цветного кино – то есть в наши 70-е.
Вместо послесловия
Похоже, нам – зрителям – придется смириться с тем, что главные федеральные каналы не в состоянии родить ничего нового и вполне согласны показывать свое «зрелище» тем, кому смотреть больше просто нечего. Тем, у кого нет денег на спутниковую тарелку, или не светит подключиться к кабельным сетям.
И пока весь мир готовится к эпохе 3D телевидения, мы будем на свои налоги содержать юмористов всех мастей (Петросянов, Ургантов, Галкиных, Задорновых, и прочих), смотреть фильмы-раскраски и мыльные сериалы а-ля Латинская Америка.
И, как кем бы мы ни были на самом деле, для господ Эрнста, Максимова, Файзиева и др. мы все на одно лицо - провинциальные женщины со средним образованием. И нет у них желания и необходимости делать что-то более качественное и технологически и идейно новое, так как нет у них конкурентов. По-любому почти вся страна в голубом экране может смотреть только эти две кнопки. Так куда мы денемся? Включим и будем «хавать». Пока эти люди рулят гостелевидением оно останется у нас вторичным и глубоко провинциальным.
Комментарии
За одобрение - спасибо огромное - в соответствии с демократическими нормами пойду собирать подписи.
Неплохо было бы и письмо Медведеву написать - не поможете текст сочинить?
А зачем тебе подписи и письмо Медведеву? Ты же сам собирался менять. Вот и меняй.
Вот Голубой Огонек,просто не очем.То что наши уважаемые исполнители поют под фанеру эт понятно но одни и теже можно по пальцам одной руки пересчитать.Да ТВ действительно подтвердил свой статус" Говорящая голова"