ГУЛАГ как инновация

На модерации Отложенный

По инициативе Медведева ФСИН - наше лагерное министерство - с нового года отменила режим \"секций дисциплины и порядка\" - СДП. Исполнилась мечта поколений советских и постсоветских з/к. Как ни странно, в среде российских правозащитников - например, во время недавних обсуждений реформы в Общественной палате - это вызвало лишь жидкие хлопки вместе с невероятной критикой: у страны мол \"нет денег на замену лагерной системы тюремной\" (то есть, собственно говоря, общеевропейской). Эти возражения текстуально идентичны мыслям министра внутренних дел Лаврентия Берии в 1953 году. Это требует уточнить вопрос: что значит для страны упразднение СДП?

Принцип системы СДП был прост - коррумпирование осужденных. Лагерная администрация разбивает з/к на подклассы по их отношению к \"порядку и дисциплине\". Казалось бы, зачем и что у них вымогать - послушания? Нет. Критерием зачисления в СДП является не конформизм, а готовность к предательству - противоестественная для нормальных людей склонность сотрудничать с наказывающей тебя системой. Зэкам-предателям лагерный режим делегировал часть своих функций по репрессированию собратьев. За это \"активисту\" обещаны льготы - от питания до досрочного освобождения плюс ненависть остальных з/к. В лагерях разгорается и кипит беспощадная война. Войну подогревает начальство силами \"повязочников\" - избиений дубинками, пыток и изнасилований \"активистов\", оттуда она расползается по стране. Сломанные СДП-режимом люди считались ставшими на путь исправления и достойными досрочного освобождения. Такая практика развращала все без исключения политические режимы в стране и подрывала наши социальные ценности.

У СДП как изобретения есть авторские права, срок давности которых еще не истек. Идеальную форму концепт приобрел в лагерях для советских военнопленных. Уже к концу лета 41-го года генерал-лейтенант вермахта Герман Рейнеке пришел к выводу, что его управление (по делам военнопленных) захлебывается и \"нужен орган, который возьмет часть функций немецкой охраны\". В знаменитом приказе от 8 сентября 1941 года (начинающемся с четкой формулы \"Большевистский солдат потерял право на достойное обращение в соответствии с Женевской конвенцией\") Рейнеке предлагает: \"Из подходящих советских военнопленных следует образовать лагерную полицию наведения дисциплины и порядка... Члены ее имеют право в пределах лагеря носить с собой дубинки, плети и т.п.\". Глава абвера адмирал Канарис резко возражал против приказа, но командующий вермахтом Кейтель отклонил возражения с чеканной резолюцией (после дорого ему обошедшейся - в Нюрнберге): \"У вас солдатские представления о рыцарском ведении войны. Здесь же идет речь об уничтожении мировоззрения. Я одобряю эти меры\". Запомним формулу Кейтеля - система Рейнеке опирается не на конформистов, а на деградантов-предателей с \"уничтоженным мировоззрением\". С освобожденными из немецких концлагерей инновацию Германа Рейнеке этапировали в лагеря отечественные, где та под разными именами просуществовала аж до начала 2010 года. Вот эту внутрилагерную \"полицию дисциплины и порядка\" и отменил Дмитрий Медведев. При этом и он, и новый министр юстиции, и глава ФСИН говорят о \"ликвидации остатков ГУЛАГа в России\". Что бы это значило?

Когда говорится о \"новом ГУЛАГе\" - не преувеличение ли это? Но как модель социального контроля ГУЛАГ несводим к сталинским кошмарам Лубянки и Колымы. ГУЛАГ - проекция лагерной модели на общественную в роли нормы и образца.

Идея ГУЛАГа в том, что лагерный мир есть пример для социального, а для \"исправления\" от преступника требуется его соучастие в репрессалиях. \"Повязочник\" с дубинкой, предатель и внутренний полицай - \"капо\", \"сука\", \"козел\" - предлагались стране в качестве идеала исправившегося, законопослушного гражданина.

Приказ по ФСИН осуждает СДП именно за \"передачу осужденным полномочий по контролю\", то есть делегирование права на репрессии, принадлежащего по закону тюремной администрации. Интересно, еще в приказе генерала Рейнеке \"немецким солдатам запрещены издевательства, использование дубинок и плетей, что противоречит достоинству немецкого оружия (!)\". То есть издевательства, требующиеся от активистов \"дисциплины и порядка\", в глазах наци были грязной функцией, доказывающей их расовую и моральную неполноценность. Закон для \"своих\" плюс силовая опричнина для \"недочеловеков\" - это и есть ГУЛАГ как модель внутренней политики. Вместе они составляют карательно-контрольную силовую инфраструктуру, неформальную, но действенную.

Например, та позволяла тюремной администрации использовать актив СДП для лжесвидетельств и иного давления на заключенных. А недавно, в 2006 году, ФСИН распространила свою версию протестов и бунтов в зонах - как \"генеральную репетицию дестабилизации в стране\", разумеется, по указке Запада. В недрах контрольно-карательного аппарата обкатывался соблазн запустить СДП-модель для подготовки показательного процесса, \"доказывающего\" эту версию. С лжесвидетелями из \"актива\", с запытанными ими \"раскаявшимися\" обвиняемыми... Вообразим, какой бы при этом стала атмосфера в России, да и чем вообще стала Россия.

ГУЛАГ пропускает через себя граждан, выбрасывая обратно в страну отребье, с пропускной мощностью порядка миллиона в год. От этого политика приобретала характерный двойной стандарт. Велик соблазн использовать контрольно-карательную опричнину в роли оператора, своего рода \"социального палача\". Естественно, эта архитектура власти исключает власть закона, о чем и генерал Рейнеке прекрасно знал. Но ведь вермахт не шел устанавливать для России rule of law!

Говоря о \"правовом нигилизме\", Медведев часто делает акцент на его производном характере: нигилистом является само общество, привыкшее к \"норме\" замещения закона активистами всякого рода. Приватизация и криминализация милиции с начала 90-х, силовое предпринимательство с постепенным перетоком контроля от криминальных к силовым иерархиям, деградация тюрьмы и воли зоны - это один и тот же процесс. Собственно, речь - о приватизации насилия. С 90-х годов такая практика стала общественно повсеместной. Новая страна попустительствовала самозаписи в бесчисленные СДП разного рода - от бандитских до лагерных, до сросшихся с ними милицейских, государственных и частных спецслужб. Сети неформального насилия (\"парасиловые формирования\") шли в рост, подменяя право, сужая сферу его действия и фактически вытесняя.

Опричнина \"дисциплины и порядка\" как социальный палач - модель управления обществом, усвоенная обществом и начавшая казаться естественной. Упразднение ее в наибольшей мере ставит нас перед проблемой: каким другим способом, кроме опричного, сможет управляться расконвоированная страна? Куда пойдет конверсия опричных форм контроля в нормальные, правовые социальные и публичные формы? Какова в этом роль правящей и других парламентских партий? Ответ не в последнюю очередь даст готовящийся в январе Госсовет.