Экспортная энергоэкономика России смотрит на восток

На модерации Отложенный

В 1869 году США завершили строительство трансконтинентальной железной дороги. Имея интересы в судоходстве как в Атлантике, так и на Тихом океане, совладельцы «Браун Бразерс», одного из ключевых инвестиционных банков того периода, осознавали, что «золотой костыль» этой дороги свяжет Европу и Азию. Прошло немногим больше столетия, и центр тяготения в мировой экономике сдвинулся, поскольку уже с начала 1980-х годов объем товарооборота, идущего через Тихий океан, превзошел объем торговли через Атлантику.

А сейчас, по-видимому, происходит новая, глубокая переориентация. Россия традиционно экспортирует энергоносители в Европу, но сейчас предпринимает важные шаги в плане диверсификации на жадную до энергии Северо-Восточную Азию (Китай, Япония, Южная Корея и Тайвань), которая потребляет столько же, если не больше, энергии, чем Соединенные Штаты и Европа. По сравнению с Северо-Восточной Азией традиционный европейский рынок страдает склерозом, и должностные лица в Европе обсуждают значительные сокращения потребления ископаемого топлива на протяжении следующих десяти лет.

Трубопроводы

Когда весь этот проект, называемый Восточносибирско-Тихоокеанским трубопроводом (ВСТО) будет завершен, его длина превзойдет расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Хотя резкое падение цен на нефть в середине 2008 года угрожало отсрочкой строительства, заключенная с Китаем в апреле 2009 года сделка вдохнула новую жизнь в этот проект.

«Транснефть», российская контролируемая государством трубопроводная компания построила трубопровод с восточносибирских нефтяных месторождений в Тайшете и Талакане до Сковородино. Этот строительный проект, занявший три года и растянувшийся на 2800 километров, был завершен в прошлом году. Россия также завершила модернизацию порта в Козьмино и намеревается построить трубопровод из Сковородино в Козьмино в предстоящие годы, а тем временем будет возить нефть по железной дороге.

В апреле 2009 года государственная Китайская Национальная Нефтяная Компания согласилась ссудить российским компаниям «Транснефть» и «Роснефть» 25 миллиардов долларов в обмен на строительство трубопровода из Сковородино до китайской границы, приблизительно в 70 километрах южнее, с гарантированной поставкой 300 тысяч баррелей нефти в день в течение следующих 20 лет. Китай построит 800 километров трубопровода по свою сторону границы к своим нефтегазовым и химическим заводам в Дакине. Когда проект будет завершен и интегрирован с современным терминалом и портом в Козьмино, который сможет принимать гигантские нефтяные танкеры, Россия могла бы поставлять нефть в Корею и Японию, как и в Китай. То же самое в целом относится и к природному газу. Построенный год назад завод на Сахалине действует на треть своей мощности и экспортирует две трети сжиженного природного газа в Японию, а также немного в Южную Корею.

Новая конкуренция

Нефть, которая будет передаваться по трубопроводу ВСТО, довольно интересна сама по себе, и это может играть потенциально значительную роль. Процесс еще только начался, но, по сообщениям, эта нефть более высокого качества, чем нефть марки «Юрэлз», по-видимому, она богата дизельными фракциями и умеренно тяжелая малосернистая. Марка ВСТО представляется особенно подходящей для нефтеперерабатывающих заводов Китая и Японии. Более того, эту разновидность нефти не так легко найти на нынешнем рынке. В июне 2009 года Россия отменила казначейский налог на восточносибирскую нефть.

Как крупнейший в мире производитель нефти (10.02 миллионов баррелей в день в ноябре 2009 года и ежегодный прирост в 2.6%, Россия стремится достичь уровня 11 миллионов баррелей в день в 2010 году) Россия конкурирует с ОПЕК, а эта новая марка открывает еще один фронт для подобной конкуренции. Эксперты по нефтяной индустрии высказывают мнение, что марка ВСТО наиболее непосредственно конкурирует с оманской нефтью, и некоторые указывают, что она может отразиться и на легкой нефти из Саудовской Аравии. Но ОПЕК может отпарировать новой маркой.

Если марка ВСТО отражается на деятельности ОПЕК, то китайско-российское экономическое сотрудничество отражается на способности США оказывать влияние в регионе.

США не удалось извлечь пользу из сотрудничества и доброй воли нескольких среднеазиатских государств (имеются в виду «-станы») в войне против терроризма в Афганистане в 2002 году. Более того, США потерпели несколько неудач, включая потерю баз в регионе.

Китайско-российское соглашение является как отражением, так и продолжением переориентации Средней Азии на восток при растущем исключении Соединенных Штатов из этого процесса. В то же самое время экономическое сотрудничество между Китаем и Россией едва ли предотвратит продолжающееся соперничество в регионе. Многие из этих недавно получивших независимость стран будут ревниво оберегать свой суверенитет и, стремясь уравновесить влияние Китая и России, могут открыть непредвиденные возможности для США.

Риски

Предположим, общие доводы, набросанные выше, верны, но процесс только начался и по-прежнему сохраняется ряд рисков. Строительство может оказаться медленным, и такие проекты, как представляется, часто бывают обременены жульничеством и коррупцией. Они имеют тенденцию отнимать больше времени и стоить дороже, чем первоначально предполагалось.

Имеются многочисленные проблемы с точки зрения окружающей среды, включая близость трубопровода ВСТО к озеру Байкал, крупнейшему в мире пресноводному озеру. Некоторые наблюдатели также высказывали озабоченность по поводу потенциальной вероятности в этом регионе землетрясений.

Качество новой марки нефти все еще представляется в некоторой степени неопределенным; его параметры, по-видимому, полностью не определены. Также есть основания считать, что в России занимаются бизнесом по-своему, не так, как это обычно принято в Азии.

Еще важнее с финансовой точки зрения, что взаимоотношения между государством и государственными компаниями двусмысленны, как это иллюстрирует недавний опыт «Дубай Уорлд», «Фанни Май» и «Фредди Мак». Это ставит юридические вопросы перед инвесторами в тех частях мира, в которых права собственности еще не выкристаллизовались полностью.

Новый мировой порядок

Подъем Китая, а также индустриализация и модернизация Восточной Азии в целом является частью переориентации мировой экономики. В этом процессе, по-видимому, больше всех теряет Европа. США, в конце концов, являются в той же мере тихоокеанской, как и атлантической державой, и их доля мирового ВВП оставалась относительно стабильной в последние несколько десятилетий.

Самую большую угрозу открытым приморским, коммерчески ориентированным режимам, таким, как Pax Americana, а до него Pax Britannica, представляют более закрытые континентальные режимы, которые типично менее ориентированы на торговлю или более отличаются меркантилизмом [так в оригинале - Прим.пер.] (и типично более эгалитарны). Это параметр, говорящий против континентальных режимов; преемники Афин борются с наследниками Спарты. Переориентация Центральной Азии, включая Россию, может в будущем представлять подобную геостратегическую угрозу.

Более непосредственным фактором окажется то, что эти инвестиционные возможности могут оказаться благоприятны лишь при более высоком уровне предполагаемой прибыли в виде компенсации за риск, связанный с недостатком прозрачности и безусловного правления закона. На макроэкономическом уровне эти факторы едва ли повлияют на курс валют, рынок облигаций и акций в России и Китае, даже если и возникнут новые возможности на уровне отдельных компаний или секторов экономики.

Инвесторы и спекулянты на американских железных дорогах, большую часть девятнадцатого века представлявших собой непредсказуемый новый рынок акций, бешено старались сделать себе на этом деньги. Но тем временем «золотой костыль» создал новые, ранее невообразимые возможности и навсегда изменил пейзаж Америки и е общественное устройство. Точно так же переориентация Центральной Азии, особенно России, на Северо-Восточную Азию представляет собой потенциально значимый сдвиг в положении дел в мировой экономике. Она развязывает новые силы творческого разрушения.