Венесуэла. Военные против экономики
На модерации
Отложенный
Столь близкая сердцу «людей доброй воли» со всего мира Венесуэла, активно противостоящая росту американского влияния в Латинской Америке, оказалась на грани экономического коллапса. В соответствии с решением главы государства Уго Чавеса в стране произведена фактическая девальвация национальной валюты, а войска вышли на улицы, чтобы помочь рядовым гражданам «отовариться» по старым ценам, мешая, в то же время, торговцам сохранить свою собственность от фактического разграбления.
Причина кризиса в Венесуэле банальна – несмотря на то, что нефтяные цены выровнялись по сравнению с началом мирового кризиса, экономика Венесуэлы не смогла пережить его безболезненно. Инфляция в стране сегодня составляет около 25%, то есть, только по официальным данным, доходы населения ежегодно обесцениваются на четверть. При этом с 2005 года в Венесуэеле не было даже ограниченной конвертации национальной валюты – боливара. Он «декретно» был приравнен к 2,15 долларам США. Соответственно существовал и валютный черный рынок, где цены на американскую валюту отличались приблизительно вдвое.
Однако и это вряд ли соответствовало реальной покупательной способности национальной денежной единицы Венесуэлы. Достаточно прикинуть уровень инфляции с 2005 года и посчитать, во сколько раз с тех пор обесценился боливар. И вот в 2010 году бессменный президент Венесуэлы Уго Чавес, видимо, вынужден был пойти на неизбежное и девальвировать национальную валюту. Для этого он использовал богатый опыт коммунистических стран с плановой экономикой, а также государств с частично свободной экономикой, вроде Белоруссии. Результатом привлечения их опыта на службу венесуэльскому народу стало решение изменить курс: уже с понедельника он составляет 2,6 боливара за один доллар США для транзакций, которые являются приоритетом правительства страны и 4,3 боливара к американскому доллару - для всех остальных видов транзакций. Под остальными транзакциями, в первую очередь, надо понимать покупки, осуществляемые населениям.
Следствием этого, во-первых, стал скачок курса доллара на черном рынке приблизительно до 6 боливаров за $1. Дальше действовать начало население. Понимая, что его скудные накопления единовременно обесценились на 50% оно ринулось в магазины, скупать товары «длительного пользования», которые ввозятся из-за границы, а значит приобретаются за доллары. Но и торговцы не захотели терять свои деньги и подняли цены в соответствии с уровнем девальвации национальной валюты.
И вот уже в минувшее воскресенье Чавес призвал военных и представителей общественных организаций следить за повышением цен в магазинах. Результатом этого уже во вторник стало закрытие правительством Венесуэлы 70 магазинов из 96 проверенных магазинов и торговых сетей, руководство которых обвиняется в повышении цен после девальвации национальной валюты, сообщают во вторник местные СМИ.
Следующий шаг – это все тот же дефицит, который Уго Чавесу уже обещали. Когда он вынужден был вводить в прошлом году для некоторых групп населения талоны на питание. Тогда ему удалось сохранить относительно свободную торговлю и «невидимая рука рынка», пусть может быть и небескорыстно, но все же продолжила насыщать венесуэльский рынок товарами. Теперь же торговля просто замрет, поскольку ни магнитофонов, ни стиральных машин, ни собственных автомобилей Венесуэла не производит. Они закупаются за рубежом и не могут продаваться ниже себестоимости. А значит, их просто не будет.
Видимо, Уго Чавесу в предыдущие «тучные» годы стоило бы не тратить значительную часть национального дохода на борьбу с «американским империализмом». Он мог хотя бы как его российские коллеги, озаботиться созданием разного рода фондов национального благосостояния, чтобы в критический момент было откуда брать деньги. А так у бывшего подполковника венесуэльской армии остается только одна надежда – на его любимый спецназ.
Комментарии
А вот грамотно рулить - это у полковников не получается....
Комментарий удален модератором