Что ждет искусство в 2010 году?

На модерации Отложенный

Всем, кто следил за художественным процессом изнутри, 2009 год запомнился печальным шлейфом утрат, невосполнимых для нашего и без того во многом разобщенного сообщества.

Не стало художников Александра Гнилицкого, Вагрича Бахчаняна, галериста Виталия Скворцова, артменеджера Ольги Лопуховой... В первую неделю нового года мы узнали другую трагическую новость. Скончался директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Давид Саркисян. Открытый к экспериментам и неординарным экспозиционным проектам, Давид Ашотович был последовательным и убежденным защитником российской архитектуры от творящегося на глазах поругания ее властью предержащей. Уход Давида Саркисяна тем более ранит, что директор Музея Щусева был одним из немногих реальных защитников легендарного дома в Кривоарбатском переулке -- дома Константина Мельникова.

В ноябре месяце он инициировал составление письма-обращения директоров ведущих музеев России к президенту о необходимости исполнения завещания Виктора Мельникова (сына архитектора) о создании государственного музея, о придании дому со всем его содержимым, включая архивы, статуса «неделимой вещи». В связи с этим письмом администрацией президента было дано поручение заинтересованным ведомствам (Министерству культуры и «Росимуществу») решить поднятую проблему.

Сегодня забота о доме практически целиком легла на плечи внучки Константина Мельникова -- Екатерины. Составлять письма, обивать судебные пороги помощников у нее мало. Полагаю, логично надежды наступившего года связать с благополучным разрешением проблемы дома в Кривоарбатском, тем более что в 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения автора дома, великого зодчего авангарда Константина Степановича Мельникова.

В принципе тревоги и надежды наступившего года связаны с судьбой больших музеев. С уходом Давида Саркисяна возникает вопрос о дальнейшей биографии первого в мире специализированного музея архитектуры, основанного в 1934 году по инициативе крупнейших советских архитекторов. Какую стратегию развития выберет новое руководство? Насколько полноценно будут показываться богатейшие фонды, гордость которых -- собрание моделей, крупнейший в стране фонд архитектурной графики (обмерные чертежи памятников русской архитектуры), фототека?

Второй, обреченный быть в центре внимания музей, -- филиал Третьяковской галереи в здании Центрального дома художника на Крымском валу. Если, согласно идеям правительства, ЦДХ на Крымском решат срочно снести, Третьяковке придется переезжать неизвестно куда, Москва снова на многие годы рискует остаться без внятной экспозиции искусства XX века и поколения вырастут без знания Малевича, Кандинского, Фаворского, Кабакова, Булатова...

Еще один объект музейной тревоги -- вызвавший отповедь мэра Лужкова проект «музейного городка» Нормана Фостера (бюро этого знаменитого британского архитектора вместе с мастерской Сергея Ткаченко выиграли конкурс на проект реконструкции Государственного музея изобразительных искусств, не процветающего из-за отсутствия площадей). Какие строительные работы будут проводиться? Насколько они смогут соответствовать принятому в мире качеству?

Или еще один призрак, подобный «усовершенствованным» благодаря столичному строительному бизнесу Царицыну, Манежу, Военторгу и Гостиному двору, витает над столицей?

В ближайшее время (чуть ли не в феврале) столичные власти обещали открыть новое здание скитающегося с квартиры на квартиру Московского дома фотографии. Однако в июле месяце посетивший стройку мэр раскритиковал фасады нового музея на Остоженке как несоответствующие историческому облику города. Так что проблемы имеются и у этого музея-долгостроя.

Отрадной тенденцией года ушедшего стало развитие семимильными шагами единственного музея современного искусства столицы -- Московского музея современного искусства, прирастающего филиалами, формирующего хорошие экспозиции, как постоянные, так и выставочные. ММСИ -- одна из надежд на интересное развитие музейной жизни в сфере contemporary art.

Другая надежда в смысле полноценного развития артпроцесса в новом году связана у меня с неформальными, альтернативными объединениями, в немалой степени возрождающими дух романтических 1980-х с их сквотами и квартирниками.

Едва ли не самым интересным неформальным местом 2006--2007 годов была созданная по принципу сквота мастерская молодых художников в типографии «Оригинал» в Хохловском переулке. Один из лидеров «оригинального» содружества -- художник Тимофей Караффа-Корбут совместно со своими единомышленниками создал собственное объединение ArtRaum, некоммерческое пространство для молодых.

С закрытием типографии «Оригинал» ArtRaum переехал в мастерскую Тимофея, что находится у метро Пушкинская. Жизнь в этой мастерской просто кипит, не подверженная тотальному контролю галерейного бизнеса, музейной цензуре. Выставки устраиваются раз в пять чаще, чем в традиционных галереях. Участвуют в них отличные художники, открытые со времен «Оригинала»: Ксения Сорокина, Александр Лысов, Максим Смиренномудренский, Андрей Кузькин, Алина Гуткина, Арсений Жиляев, Евгения Кузнецова... Самоорганизующееся сообщество -- реальная альтернатива застою номенклатурного корпоратива. Планов у ArtRaum на этот год поистине громадье. Как говорит Караффа-Корбут (кстати, итальянец по происхождению), надо разрушить империю снаружи -- завоевывать территории, неподконтрольные артбизнесу. И таким неоварварским способом переформатировать карту артсообщества. Пробный набег был сделан в конце прошлого года на палатки близлежащего уличного рынка на Тверской.

С согласия руководства художники (среди которых такие мэтры, как Андрей Бартенев, не говоря уж о ядре «Оригинала») развернули в шатрах, рядом с соленьями и новогодними балыками, свои работы и на морозе устроили свой Beaux-Arts. В течение ближайших месяцев акции «Бозар» планируется провести по всему мегаполису. Около двадцати экспозиций с изобразительным искусством, видеоартом и перфомансами оккупируют большие торговые комплексы, для владельцев которых деятельность ArtRaum -- неплохая промоакция. Участников более пятидесяти, в том числе иностранцы. «Бозар» Караффы и компании обещает быть интереснейшим открытием года.