Йемен: кто кого?

На модерации Отложенный

Йеменские повстанцы-зейдиты наконец-то объявили о гибели своего лидера Абдель Малика Аль-Хути. Он был торжественно захоронен на родовом каладбище в святой для каждого шиита день – «ашура». На самом деле он погиб еще неделю назад, но политический лидер остается им вопреки всем религиозным канонам. Было принято решение захоронить его именно в «ашуру», с целью придания ему ореол «мученика» и сделать своеобразным «маяком» для будущих поколений бойцов. Его заменил на посту главнокомандующего отрядами повстанцев ближайший родственник Юсеф Аль-Хути, и большой паники в рядах повстанцев это не вызвало.

Важно понять насколько смерть Абдель Малика Аль-Хути повлияет на динамику развития дальнейших событий?

Лидер йеменских зейдитов был убит в результате «точечного» авиаудара у себя дома. Операцию формально проводили саудовские ВВС. Реально ее подготовили американские советники, используя свои станции радиоразведки в Йемене и Саудовской Аравии. Большого труда это для них не составило: наивный лидер йеменских шиитов руководил своими отрядами по мобильному телефону. Остальное было делом техники: ракета прилетела точно туда, где этот телефон в то время и работал, благо с разработками высокоточного оружия у Пентагона дело обстоит хорошо. Для американцев было предельно важно, чтобы операцию проводили саудовцы, поскольку участие ВВС США в такого рода акции взвинтило бы антиамериканские настроения в десятки раз. Эр-Рияду пришлось взять ответственность за убийство А.Хути на себя.

Зато это подстегнуло антисаудовские настроения в самом Йемене. Боевые действия против саудовцев расцениваются здесь как отечественная война. Теперь с большой долей уверенности можно предсказать, что направление «главного удара» окончательно определено. Вооруженные действия на территории Саудовской Аравии будут продолжены, хотя бы по чисто религиозным причинам и из-за чувства мести. При этом гибель А.Хути положила конец переговорам между повстанцами и Эр-Риядом: саудовское руководство всерьез обсуждало возможность передачи серьезных финансовых сумм повстанцам взамен на прекращение военных операций на территории королевства. Теперь платить, судя по всему, придется йеменскому президенту А.Салеху, который четко дал понять своим северным соседям, что готов прекратить экспансию зейдитов взамен на серьезные финансовые вливания. Последние три месяца денежные траншы из Эр-Рияда в Сану практически прекратились, что йеменского лидера серьезно взволновало. Это был плохой знак того, что саудовцы начали всерьез рассматривать вопрос о его смене. В этой ситуации А.Салех решил серьезно напугать Эр-Рияд растущей «шиитской опасностью», что у него вышло неплохо. С зейдитами была заключена договоренность о «замораживании» вооруженных операций в самом Йемене и переносе «острия копья» на саудовцев. Это было подкреплено организацией канала поставок оружия повстанцам со стороны правительства. Указанный канал функционирует до сих пор и ключевой фигурой в нем является мэр г.Саада. С учетом этого, дом мэра дважды по наводкам тех же американцев подвергался авиаударам саудовских ВВС, но «судьба его хранила». Теперь же А.Салех вновь обратился к саудовцам за финансовой помощью, обещая прекратить активность зейдитов. Насколько его намерения серьезны, сказать сложно, поскольку, «выпуская джина в северном направлении», А.Салех решает вопрос о снятии напряженности у себя дома на базе общепризнанного традиционного антисаудизма. Ликвидировать Хути как боеспособного оппонента в настоящее время А.Салеху, что называется, «не по зубам». У него элементарно нет достаточного количества надежных и боеспособных войск для этого.

Да и мятежникам места для маневра в самом Йемене фактически не осталось: они надежно контролируют области своего компактного проживания, но на Сану идти и свергать А.Салеха они не могут: это автоматически вызывает общую консолидацию всех страт йеменского общества в противодействии повстанцам. Ситуацию можно поправить лишь с помощью саудовских денег и американской технической помощи.

Но Вашингтон полностью влезать в этот конфликт тоже не хочет, да и может. Пока он может держать его в «подвешенном» состоянии, сохраняя действующий «статус-кво», ограничиваясь необходимыми корректировками. К этим корректировкам относится и помощь в ликвидации А.М.Хути (на какое-то время снизить активность повстанцев), и нанесение упреждающих ударов по базам исламистов в Абъяне (ослабить Т.Аль-Фадли и снизить его сепаратистский запал). Все эти шаги носят характер демонстрационный и сути событий не меняют. Как не изменяют и сложившийся баланс сил.

Такая политика Вашингтона свидетельствует о неопределенности линии поведения по отношению к событиям в Йемене и отсутствии четких ориентиров. Другими словами, в Белом Доме не знают, что делать дальше. Поддерживать обанкротившийся режим А.Салеха такими «демонстрациями силы» до бесконечности невозможно. Это понятно в Госдепе США, который категорически отвергает любые предложения А.Салеха о передаче власти своему сыну и введения им в стране режима «чрезвычайного положения». В Вашингтоне пока делают ставку на бывшего южнойеменского лидера Али Насера Мухаммеда и сохранение единства страны. И возможно, что такая схема уже была бы запущена, если бы не позиция Эр-Рияда по этому вопросу, от которой «отмахнуться» в силу стратегического характера отношений Вашингтону невозможно.

Эр-Рияд видит во главе будущего Йемена сына покойного шейха Ахмара Хамида. Последний фактически единолично владеет колоссальной финансовой империей в Йемене, активно занимается ипотекой, строительством, монопольно владеет системой мобильной связи. Помимо чисто финансовой состоятельности Хамид возглавляет крупнейшее йеменское племенное объединение «хашид», что в условиях уклада страны является основным гарантом стабильности. Немаловажным является и тот факт, что Хамид представляет собой «реформаторское» крыло «Аль-Ислаха» и занимает одну из ведущих позиций в объединенной оппозиции «Лика Муштарака». В настоящее время он активно «скупает» региональные комитеты «Гражданского диалога» (надпартийная группа наиболее авторитетных граждан), которые он планирует использовать в качестве «тарана» для вхождения во власть. Хамид характеризуется как гибкий, современный политик, который в принципе устраивает всех. Даже американцев. Но в меньшей степени, чем Али Насер Мухаммед, который в отличие от Хамида, является «стопроцентно управляемой фигурой».

Есть у Хамида и один небольшой недостаток. Основу его финансовой империи составили операции с недвижимостью, которые были построены на юге Йемена на участках бывшей государственной собственности НДРЙ. Эти участки были переданы семье Аль-Ахмар президентом А.Салехом безвозмездно, за помощь в гражданской войне 1994 года. Теперь южане требуют справедливости. Но представляется, что этот вопрос Хамид в состоянии решить после своего прихода к власти.

Али Насер Мухаммед тоже, несомненно, имеет весомые позиции внутри страны, в том числе и среди племен, которые оказали ему поддержку во время неудачной попытки переворота в 1986 году. В настоящее время он проводит активные консультации с остальными участниками внутриполитического процесса, делая упор, прежде всего на своих бывших «товарищей» из ЙСП. В этом месяце в Бейруте состоялись его переговоры с бывшим генсеком партии Аль-Бейдом, который имеет определенное влияние на южнойеменских сепаратистов и шейхом второго по значимости йеменского племенного образования «вакиль» Синаа Абдель Хомом. Необходимо констатировать, что переговоры зафиксировали разность позиций сторон, в том числе и по вопросам сохранения единства страны. Примечательно, что ливанцы согласились принять эту «тройку» у себя на территории «со второй попытки» только после нажима американцев.

В любом случае, необходимо констатировать, что эра А.Салеха подходит к концу. Йемен становиться сейчас ареной зарождения и оформления новых сил, которые будут определять политический курс этой страны в 21 веке.