Никакого экономического \"бума\" в России нет

На модерации Отложенный

Тут появились совершенно неожиданные рассуждения о том, что в России якобы «экономический бум». Понятно, что слушатели «Эха Москвы» и читатели сайта удивились - разумеется, никакого «бума» в России нет и в помине.

Однако давайте разберемся, как обстоит ситуация с посткризисным восстановлением в экономики на самом деле. Проблема в том, что в периоды кризисов для оценки того, достигла ли экономика «дна», часто используются сравнения месячных или квартальных показателей с предыдущим периодом - например, ноября 2009 года с октябрем 2009 года, или III квартала со II-м. Если взглянуть на эти данные, то там вовсе не такой ужас-ужас-ужас, который получается при сравнении с аналогичными периодами предыдущего года (скажем, 11 месяцев 2009 г. против 2008 г. - здесь все совсем плохо). Оценка к предшествующему периоду действительно необходима, в кризис она помогает понять, началось ли восстановление.

Однако эту оценку надо применять чрезвычайно аккуратно, поскольку такой анализ не учитывает влияния сезонных факторов. Надо ли говорить, что для российской экономики сезонные факторы являются существенными.

Давайте посмотрим, что же получается, если показатели российской экономики очистить от влияния сезонных факторов. Для этого не нужно делать самостоятельные «кумулятивные расчеты» - такую оценку уже произвел Росстат. Вот она:

\"\"

Как видно на графике, российский ВВП с исключением сезонного фактора (желтая линия) в I-II кварталах 2009 г. замер примерно на уровне конца 2006 года и в III квартале практически не вырос. Мы четко видим так называемую L-образную кривую - когда вместо предположений экспертов о том, что после спада сразу же «обязательно начнется рост» (предполагающий V-образную или U-образную кривую на графике) на деле на неопределенный период мы получаем стагнацию или очень медленный рост, который уж точно никак нельзя назвать «бумом».

Иными словами, наша экономика сейчас «зависла» на уровне 2006 года, и никакого восстановления и тем более «бума» нет и в помине.

Похожую картину можно наблюдать, анализируя данные Росстата о промышленном производстве. Очистка от сезонных факторов (коричневая кривая на графике) также показывает, что уровень промышленного производства находится где-то на среднемесячном значении 2006 года:

\"\"

Промпроизводство, тем не менее, вроде бы действительно демонстрирует некую тенденцию к восстановлению. Правда, оно мало напоминает «бум», скорее зигзаг - за ростом февраля, июня-июля и сентября следовали падения марта-мая, августа и октября. Но некоторый интегральный рост и вправду есть.

Надо ли обманывать себя по поводу природы этого роста, экстраполируя его на всю экономику и объявляя о «буме»?

Конечно, нет. Конечно, это лукавство. Прежде всего, некоторое восстановление в промышленности связано с добычей полезных ископаемых, в основном - с запуском считанного числа новых нефтяных месторождений, которые разрабатывали давно – Ванкорского «Роснефти», Южно-Хыльчуюского «Лукойла», Верхнечонского и Уватского проектов ТНК-ВР. В результате добыча нефти в сентябре-ноябре демонстрировала некоторый рост (на 2-3% в месяц к аналогичным месяцам прошлого года), за 11 месяцев 2009 года она выросла на 1 процент по сравнению с январем-ноябрем 2008 г.

Должен разочаровать тех, кто раньше времени принимается кричать «Земля!», увидев дымку на горизонте. Упомянутые месторождения разрабатывались в течение долгих лет, и ничего готового к запуску близко похожего масштаба на ближайшее время не осталось. Это значит, что уже в 2010 году потенциал кратковременного роста добычи нефти будет исчерпан, и добыча начнет падать - истощения старых месторождений никто не отменял. В 2010 году к вводу в России запланировано уже всего одно относительно значимое месторождение - месторождение Юрия Корчагина на Каспии, эксплуатируемое «Лукойлом». Даже пиковая добыча там составит всего 2,5 млн. тонн в год (полпроцента от общей российской нефтедобычи в 490 млн. тонн). Это значит, что с учетом падения добычи нефти на истощающихся месторождениях в 2010 году можно ожидать падения нефтедобычи на 3-4 процента - по крайней мере, такие прогнозы существуют.

Вторая история, превращающая «восстановление» промышленности во втором полугодии 2009 года в мираж, - резкое падение суточной добычи газа в первом полугодии 2009 года, обусловленное не столько кризисом, сколько неумением «Газпрома» торговать на европейском газовом рынке. Из-за отсутствия в Европе достаточного спроса на сверхдорогой газпромовский газ и переключения европейских потребителей на норвежский и импортный сжиженный газ «Газпром» был вынужден искусственно сокращать добычу газа, его суточная добыча упала в марте 2009 г.

более чем на 20% против среднего уровня последних лет, в июне - почти на 35%. Однако во втором полугодии экспортные цены на газпромовский газ снизились, отражая падение мировых цен на нефть в конце 2008 г., и суточная добыча восстановилась до прежнего уровня. Но теперь все, дальше суточной добыче расти некуда – запуска каких-то новых месторождений газа не ожидается. В 2010 г., когда провальные показатели первого полугодия 2009 г. будут отыграны, этот локальный «бум» закончится.

Красоты показателям «восстановления промышленности в ноябре» добавляет еще и тот факт, что в ноябре 2009 года производство электроэнергии в России «месяц к месяцу», по сравнению с октябрем, выросло на 6,1%, а теплоэнергии – на 34,9%. Однако это объясняется, конечно же, наступлением русской зимы, а вовсе никаким не «экономическим бумом». Это как раз тот случай, когда нужна сезонная очистка.

Что касается обрабатывающей промышленности, то, даже если анализировать ее показатели по отношению к предыдущим месяцам этого года, а не к аналогичным месяцам прошлого, во втором полугодии 2009 г. она лишь дважды демонстрировала хотя бы 5-6 процентный рост – в июле и сентябре (данные отсюда). В августе и октябре темпы прироста производства в обрабатывающей промышленности были отрицательными (оба раза минус 4,3%), в ноябре - смехотворно малыми, чтобы говорить об «экономическом буме» - 1,9 процента.

А в целом за 11 месяцев 2009 г. по сравнению с январем-ноябрем 2008 года объемы производства в обрабатывающей промышленности обвалились сильнее всего – на 17,4%. Ничего себе «экономический бум».

Данные Росстата по конкретным позициям продукции обрабатывающей промышленности свидетельствуют о том, что даже если сравнивать ноябрьский уровень производства с октябрем, а не с прошлым годом, то по большинству позиций в ноябре 2009 г. мы все равно наблюдаем минус.

С учетом того, что в январе-ноябре 2009 года инвестиции в основной капитал упали на 14,8 процентов (6,4 трлн. рублей против 7,5 трлн. за 11 месяцев 2008 года), ожидать быстрого восстановления экономики не приходится. Даже если опять-таки считать к предыдущим месяцам, то в октябре 2009 г. инвестиции упали на 4,3%, в ноябре выросли против провального октября на скромные 2,6% (данные отсюда).

Да и откуда восстановлению взяться? Кредитный рынок по-прежнему не работает. Внутренний спрос сокращается - в ноябре оборот розничной торговли снизился на 6,4 процента к ноябрю 2008 г. и на 1,3% к октябрю 2009 г., за 11 месяцев – на 5,7% к январю-ноябрю 2008 г.

Реальные располагаемые доходы населения за 11 месяцев этого года практически не выросли (1,1% к 11 месяцам 2008 г. и 1,9% в ноябре-09 к ноябрю-08), а в ноябре даже упали к октябрю 2009 года на 5,2% (данные отсюда).

\"\"

Как видно на графике, никаким «бумом» дело также не пахнет. Стагнация.

Может быть, иностранный капитал? По словам председателя ЦБ Игнатьева, сказанным под Новый год, чистый отток капитала из России по итогам 2009 года может оказаться выше прогноза в 40 млрд. долларов, приток капитала в октябре-ноябре, по словам Кудрина и Игнатьева, сменился его оттоком в декабре.

Цены на нефть? Проблема в том, что принятая в 2004 году система налогообложения экспорта нефти такова, что все доходы свыше 30 долларов за баррель изымает Минфин, в экономику они не попадают. А бюджетные расходы сейчас таковы, что бюджет может быть бездефицитным только при 100 долларах за баррель. Пока цены на нефть ниже 100 долларов за баррель, мы продолжим проедать резервный фонд, сокращение которого в последние месяцы замедлилось, но все равно продолжается – в 2009 г. фонд сократился практически вдвое.

Кроме оптимистических надежд, реальных механизмов восстановления экономики пока так и не просматривается.

Откуда же шум про «бум»?

Понимаете, экономисты такие люди - сколько экономистов, столько и мнений. Судить о том, кто в большей степени прав, читатели могут сами - анализируя цифры, факты, аргументы.

Например, два года назад, за полгода до наступления экономического кризиса в России, Егор Гайдар опубликовал статью, в которой предупреждал, что вскоре мировые цены на нефть и металлы могут обвалиться, из России потечет капитал, и в стране может случиться экономический кризис.

В то время, напомню, мировые цены на нефть превысили уровень в 100 долларов за баррель и продолжали рост, а Россию называли «островом стабильности» на фоне нарастающих проблем в мировой экономике. Например, Андрей Илларионов выступил тогда с гневной отповедью Егору Гайдару, назвав его статью «странными утверждениями и странными рекомендациями».

Кто из них в итоге оказался прав - судите сами.