АБВГДейка: с букварём по жизни

На модерации Отложенный

\"АБВГДейка\" справляет 35-летие. У \"АБВГДейки\" есть папа - Эдуард Успенский, который придумал идею, что детей уму-разуму могут учить клоуны, и мама - , бессменный редактор и ведущая популярной детской передачи

Как это часто бывает, папа ребенка зачал и бросил - Успенский давно ушел из программы, а вот Татьяна Кирилловна продолжает выпускать \"АБВГДейку\" на «ТВ Центре» уже с седьмым созывом артистов и готовит праздничное новогоднее шоу для детей, которое будет проходить в предновогодние дни в концертном зале \"Крокус Сити Холл\".

Мода на детское

Татьяна Черняева
Вы сами смотрели \"АБВГДейку\" в детстве?
Российская газета
Увы. Видела ее только в обновленном виде, в виртуальной студии, на канале «ТВ Центр».
Черняева
Жаль. У вас не было детства

РГ

Вы скучаете по той \"АБВГДейке\", которая была в советское время? Ведь это была уникальная, культовая программа.
Черняева
Она и сейчас уникальная, быть может, даже лучше, чем была тогда. На советском телевидении существовало много программ для детей, а сейчас раз, два - \"АБВГДейка\", \"Спокойной ночи, малыши!\" - и обчелся. Если вы спросите у многодетной мамы, скучает ли она по своим детям, что она вам ответит? Все они мне родные и близкие. Я не скучаю, я просто всех их люблю. Если сейчас очень скучать по тому, что было, то это приведет к уходу из профессии, что и произошло со многими моими коллегами. Да, на плечах тех титанов стоим мы и сейчас, на тех открытиях, которые делало телевидение в течение моей жизни, я ведь на телевидении работаю ровно столько, сколько длится его история, но в сегодняшнем времени нужно жить, а не приспосабливаться.
Так мы поступили с \"АБВГДейкой\". Взяв концепцию и гениальную идею Эдуарда Успенского - обучение через сценки клоунов, взяв навсегда звонкое название \"АБВГДейка\", песню Шаинского, мы живем в сегодняшнем дне. Учим современных детей, используя при этом новые технологии: виртуальные студии, современные аранжировки песен, модные костюмы.

РГ
А что стало с теми артистами-клоунами, которые были в программе в советское время? Знаю, что у Ириски была трагическая судьба.

Черняева
Она погибла трагически в 1986 году. Сорвалась под куполом цирка прямо во время детского спектакля. Я ее часто вспоминаю, она была очень хорошей моей подругой. В этом году ушел из жизни замечательный актер Семен Фарада, который играл в первом составе \"АБВГДейки\". Трагически погиб и Шурик из \"АБВГДейки\" 1995 года созыва. Я, скорбя и помня, продолжаю делать программу с новыми артистами. Классными профессионалами! Каждый коллектив программы, а всего было семь созывов \"АБВГДейки\", был самобытен и стал родным для детей.

РГ
Есть критерий, по которому вы подбираете артистов?
Черняева

Чутье. Просто чувствую, что он нам подойдет. \"АБВГДейка\" - это первая мыльная опера, первый сериал, сложившийся еще в советское время. Я только спустя много лет смогла определить этот жанр для программы, которая действительно живет по законам сериала. Свои герои, простые и ясные сюжеты, семейные взаимоотношения... Мы просто не знали, когда создавали программу, что есть такой жанр, тогда еще \"Рабыня Изаура\" на экраны не вышла

Не экономить на Бабе-яге

РГ
Правда, что когда-то \"АБВГДейку\" закрывали по доносу?

Черняева
Нет. Приостанавливали выход по той причине, что артисты наши стали знаменитыми, начали играть в разных театрах и собрать их вместе не представлялось возможным. У каждого свой репертуар, система репетиций. В те времена из театра на телерепетиции не отпускали. Мы Ириску, Левушкина и Клепу снимали два года именно потому, что они находились на общем расписании в одной цирковой дирекции. Только у них в цирке образовывался перерывчик, как они бежали к нам на съемки. Через два года они разъехались по разным цирковым манежам страны. Ирина (Ириска) - в Киев, а Юра Шамшадинов - в Хабаровск, Левушкин поехал работать с группой эксцентриков \"Бим-бом\". Съемки нашей программы остановились

РГ
Но худсовет утверждал программу перед выходом в эфир?
Черняева

Безусловно.

Был тематический план, закон для всего телевидения на год, а худсовет принимал сценарии каждой программы, которые я как редактор им сдавала. В основном наши сценарии всегда утверждали. \"АБВГДейку\" мы быстро научились делать хорошо, но иногда нам советовали чуть-чуть что-то поменять
В советское время у нас вообще проблем не было, не экономили ни на декорациях, ни на костюмах. Если замок - так замок, если бал - так уж бал! Можно было создать дом Бабы-яги, которую замечательно играл Носик, чтобы попасть в сказку. Мы даже не задумывались о том, сколько это стоит. Никто на детстве тогда не экономил. Каждую передачу мы тщательно записывали десять дней. Это было хорошее время.

РГ
А сейчас как? Ведь технологии изменились, вам в новом телевидении стало проще или сложнее существовать?
Черняева

Сейчас мы зажаты бюджетом и договором. Не пофантазируешь. Студия виртуальная, в ней свет не погасишь и детей спать не уложишь. Зато теперь у нас яркая, звенящая картинка.

Первым делом буквы

РГ
Согласны, что современные дети воспринимают мир по-другому, более динамично, и что программы для них должны быть яркими, с быстрым темпом?
Черняева

Наш зритель не изменился. Деткам от четырех до семи лет, и они такие же, какими были и сто, и четыреста лет назад. Это такой возраст, когда дети должны вобрать в себя 95 процентов всей жизненно важной информации. Да, сейчас источников информации больше, но ребенок не сядет за компьютер, если он не выучил букву \"А\". Наши зрители искренние, верящие в чудо, и они не меняются.

РГ
Вы знаете рецепт, каким должно быть детское телевидение? Таким, как каналы Бибигон и Теленяня?
Черняева

У меня старомодный взгляд на этот предмет. Спросите всех родителей, которые воспитывались и росли в 70-80-е годы, и они ответят, что в их детстве были \"Будильник\", \"АБВГДейка\", \"В гостях у сказки\", \"Там-там новости\". Думаю, все они проголосуют за то, чтобы у их детей тоже была возможность выбора. Развивающийся ребенок должен узнать, как прорастает цветок, как встает солнце, понимать, что папу и маму надо не только любить, но и уважать, уяснить, что не надо мусорить. То есть выучить базовые принципы существования в мире. Этому и должно учить детей телевидение.
А технологии, форма могут быть современными, в компьютерной графике.

Детям

Новый год с \"АБВГДейкой\"

\"АБВГДейке\" - 35! Под таким названием в предновогодние дни в \"Крокус Сити Холле\" будет проходить новогоднее шоу с участием эстрадных певцов и артистов, фокусников, дрессированных животных, героев \"Смешариков\" Нюши и Кроша, а также Хрюши, Фили и Степашки и многих других.
Ведущая праздника - Татьяна Кирилловна Черняева и любимые детворой клоун Клепа и почтальон Печкин. В фойе будут организованы развлекательные игры, танцы, хороводы с клоунами вокруг елки, призы и подарки.

***
Вопрос – ответ

РГ
Вы готовите новогоднее шоу для детей под брендом \"АБВГДейки\", в чем будет его особенность?
Черняева

Во-первых, не всякая детская программа может себе позволить справить 35-летний юбилей. Мы и \"Спокойной ночи, малыши!\". Других просто нет. Праздник, торт и концерт мы заслужили. Во-вторых, мы приглашаем взрослых шагнуть в детство, и это учитываем в новогоднем шоу. Программа будет не только интересной для детей, но и полезной для их родителей. Это будет уникальный праздник, 35 лет \"АБВГДейке\" больше не будет никогда. Может быть, до сорокалетия я и доживу... но хочется, чтобы праздник детского телевидения состоялся сейчас.

РГ
У вас есть традиция встречи Нового года в семье?
Черняева

Сначала я еду провожать старый год к своей свекрови, которой уже 90 лет, а потом мы встречаем Новый год у наших друзей, сидим где-то до половины первого ночи. Дальше садимся с мужем в машину и едем по Москве, заглядывая в гости к друзьям. Приезжаем к ним, когда веселье уже чуть-чуть затихло, но наше появление в колпачках и с бенгальскими огнями снова создает друзьям праздничное настроение. Такая прогулка по ночной Москве стала традицией. Не надо ждать жаркое и есть оливье. К тому же я не пью, поэтому легко переношу роль водителя.