\"Модернизированная\" элита и \"устаревший\" народ

Мне кажется, можно сделать вывод, что нынешняя российская элита превыше всего ценит преуспевание и мозги, причем первое ставится в прямую зависимость от второго. Свежим примером такой системы ценностей является недавнее послание президента Дмитрия Медведева законодательному собранию страны. Целями развития в нем провозглашается создание «умной экономики», «умной» и «прагматичной внешней политики», а будущее России связывается с обретением «достойных позиций в мировом разделении труда». «Чтобы хорошо жить завтра, сегодня мы должны стать умными» - вторят Медведеву симпатизирующие ему эксперты. В связи с этим многие убеждены, что ставку необходимо делать на молодежь, ведь она гораздо легче адаптируется, обучается и модернизируется.

К сожалению, на мой взгляд, оборотной стороной этого убеждения является полупрезрительное отношение к старшему поколению. Известно, как трудно сегодня трудоустроиться в России получившим образование в советское время, ходя по ряду специальностей советское образование было отнюдь не менее качественным. Известны и страхи тех, кому сегодня около 60-ти, превратиться в безработных пенсионеров - нередко не потому, что они не хотят или не умеют работать, а потому, что их места расчищают под молодых и «перспективных».

Хотя ориентация на интеллект и «модернизацию» все заметнее приобретает статус элитной идеологии, ее перспективы мне представляются сомнительными. И дело не только в том, что дискриминация по отношению к тем, кто старше сорока есть политика неумная. И, конечно, не в том, что Россия не нуждается в умных и образованных.

Дело в том, что национальная идеология не может замыкаться на пропаганде интеллектуальности и модернизации. Последние являются важными, но все же подчиненными задачами в укреплении нравственного и духовного здоровья общества. Пьянство, наркоманию, коррупцию и иные социальные недуги одним интеллектом не излечить. Настоящая элита не имеет права не задумываться о моральных и культурно-цивилизационных основах модернизации, тем более, что речь идет о России - с ее извечным поиском правды, справедливости и добра.



Задачей национальной элиты должно быть нравственное, а не только интеллектуальное развитие общества. Элита обязана осознавать свою ответственность перед народом и стремиться к укреплению его лучших качеств. Такими, не подлежащими пересмотру моральными качествами русских, по определению Василия Шукшина, являются - патриотизм, постоянный поиск правды и твердость в ее отстаивании, доброта, сострадание и милость к слабым, готовность учиться у других народов, скромность и готовность к самоограничению во имя высоких целей. Понять и выразить настроения и чаяния народа без живой связи с ним невозможно. Модернизация и интеллектуализация не должны вести к превращению элиты в закрытую касту, отгораживающуюся от общества стеной престижных спецшкол, вузов, чиновничьих и корпоративных карьер.

Кстати, пониманию связи с обществом была не чужда советская элита. Например, на «идеологические» факультеты принимали только после двух лет трудового стажа. На философском факультете МГУ, где я имел честь учиться, в число обязательных «ритуалов» входили ежегодные выезды на сельхозработы и военные сборы для ребят. При этом большинство зарабатывало на жизнь сами - сторожами и дворниками в учебном году и бойцами стройотрядов в летние месяцы. «Блатных» и обеспеченных было меньшинство и моральным авторитетом они не пользовались.

Сегодня, как мне кажется, ситуация, прямо противоположная. Престижные вузы наводнены молодежью, которая и жизни не знает, и учиться не хочет, но при этом твердо усвоила, что с папиным кошельком и протекцией путь в «элиту» для нее гарантирован.

Словом, отношения российской элиты и общества, мягко говоря, далеки от совершенства. Как писал в 1990-е годы философ Александр Панарин, «говорят о России, но видят не Россию как особый культурно-исторический тип, а скопище устаревшего оборудования, а при нем - столь же устаревших людей».

Андрей Цыганков - профессор политологии Университета Сан-Франциско, постоянный комментатор блога Русской службы «Голоса Америки».