Кремль активно меняет губернаторов. Как они спасаются?
Когда в августе нынешнего года президент Венесуэлы Уго Чавес приезжал в Москву, в волгоградской администрации всерьез говорили, что он не только будет просить кредит у Владимира Путина с Дмитрием Медведевым и признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Еще, верили волгоградские чиновники, он непременно замолвит слово о своем давнем друге волгоградском губернаторе Николае Максюте. Чиновники вспоминали, как два года назад Чавес гостил у Максюты, вместе с ним ловил рыбу и даже был принят в казаки.
Николаю Максюте с его довольно зыбкими шансами на переназначение любая помощь была бы кстати. И в подобном нервном ожидании сегодня более десятка губернаторов. Все они фигурируют в списках на замещение губернаторской должности, представленных президенту «Единой Россией». На прошлой неделе Борис Грызлов предложил Медведеву еще три списка: по Курской области, Дагестану и Еврейской АО.
Медведев тянет с губернаторскими назначениями, но скоро процесс ускорится: с нового года на обдумывание предложенных партией кандидатур у него будет уже всего 40 дней вместо нынешних трех месяцев. Губернаторов будут менять активнее, подтверждает источник в Кремле. И тем больше они нервничают.
Недавно пал свердловский губернатор Эдуард Россель – первый в ряду тяжеловесов-долгожителей, про которых давно говорят, что Кремль от них устал. Еще в момент появления свердловского списка Newsweek писал, что у правительственного чиновника Александра Мишарина шансов больше, чем у остальных, но ясности, кого поставят, не было до самой последней минуты.
Еще никогда прежде так много губернаторов не находились одновременно в подвешенном состоянии. Если не считать Еврейскую АО – там действующий глава Николай Волков сам попросился на покой и не был включен в список, объяснил Борис Грызлов, – действующие губернаторы всегда попадают в списки на переназначение. Теперь им ясно, что это не дает никакой гарантии – только шанс. Лидеры на местах предпринимают все, то в их силах. Волгоградские чиновники, например, справедливо опасаясь, что им пришлют нового начальника из Москвы, на всякий случай уже выдали себе декабрьскую и тринадцатую зарплаты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СЕЛЕКЦИЯ
Главный редактор газеты «Марийская правда» Василий Панченко недавно брал интервью у президента Марий Эл Леонида Маркелова и теперь ему сочувствует: «До инфаркта можно довести человека. Это как ждать смертной казни. Если надо отрубить голову губернатору, так рубите и назначайте другого». Маркелов объяснил ему, что находится в полном неведении относительно своей судьбы, и выражал сочувствие инвесторам, которые не знают, с кем теперь договариваться у него в республике. В Екатеринбурге тоже жаловались, что с тех пор, как Росселя подвесили, стало невозможно принимать решения. Все по закону, возражает источник Newsweek в Кремле: у президента есть 90 дней и он их использует.
Бывший сотрудник администрации президента уверяет, что Кремль решил перейти к новой системе назначения губернаторов, намереваясь сделать ее более демократичной. Было решено вместо президентских полпредов подключить партии – точнее «Единую Россию», у которой большинство во всех областных парламентах. Теоретически партийному руководству своих кандидатов должна рекомендовать местная ячейка. На практике это не так.
На прошлой неделе в Ханты-Мансийском автономном округе случился скандал: местная «Единая Россия» нарушила неписаное правило и предала огласке составленную ей тройку. Руководителя окружного исполкома Анатолия Дубовика сразу уволили. Корреспондент Newsweek позвонил в исполком: секретарша посовещалась с Дубовиком и сказала, что «он ушел». Действительно, в трубке послышались шаги. «Он уехал», - сказала она на следующий день. Публикация списка претендентов на пост главы ХМАО была задержана – он должен был быть представлен президенту на прошлой неделе вместе с дагестанским, еврейским и курским.
Когда утром 12 ноября депутаты и сенаторы направлялись в Георгиевский зал Кремля заслушивать послание президента, секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин и глава исполкома партии Андрей Воробьев, войдя на кремлевскую территорию, сначала завернули в корпус, где сидит первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. В реальности в формировании «троек» местные отделения не участвуют, говорит кремлевский источник. В процесс вовлечены пять-шесть человек в Москве, если не считать Медведева с Путиным, которые могут вмешаться в любой момент. И влияние партийных боссов на составление списков и определение кандидатур растет, несмотря на то, что им приходится постоянно советоваться с администрацией.
ЧЕЛОВЕК ИЗ ЦЕНТРА
Тройка кандидатов, реже четверка или пятерка, в итоге составляется по такой модели: действующий губернатор, крепкий чиновник из региона и «федеральная звездочка». Поставить в список губернатора – это ритуал. Волгоградский лидер Максюта в списке, хотя и в Думе, и в области говорят, что его скоро сменит вице-спикер Думы Валерий Язев, влиятельный лоббист «Газпрома». А кресло вице-спикера, по информации Newsweek, может достаться депутату Павлу Крашенинникову.
Местный бюрократ – это, как правило, технический кандидат, составляющий видимость конкуренции. Если позиции у губернатора прочные, таких статистов может быть даже два.
Например, для Астрахани Медведеву предложили на выбор самого губернатора Александра Жилкина, его зама Константина Маркелова и спикера областной думы Александра Клыканова. Губернатор, его жена и кошка, шутят местные острословы.
Впрочем, попасть в тройку финалистов – это уже достижение, подчеркивает другой источник в Кремле, это трамплин для последующего продвижения. По похожей модели и раньше полпреды составляли свои «двойки» кандидатов: один реальный и уже согласованный, второй – на перспективу. Очевидно, именно по этой схеме в свердловский список попал глава областного правительства Виктор Кокшаров, на лидерство в Коми претендует местный министр финансов Вячеслав Гайзер. Оба они – в президентском кадровом резерве, точно так же как глава пермского правительства Валерий Сухих из приморского списка.
Появление в тройке человека из центра – самый опасный вариант для губернатора, утверждает политолог Александр Кынев. Кремль хочет ставить на места людей из Москвы. Федеральный чиновник практически всегда становится фаворитом, даже если не знаком местной элите. Так, в республике Марий Эл начали почти всерьез готовиться к тому, что президентом станет бывший пензенский вице-губернатор Олег Мельниченко. Он прославился тем, что перед телекамерами в телогрейке руководил операцией по спасению зарывшихся в землю сектантов Петра Кузнецова. В сентябре его перевели из помощников полпреда в представители президента в квалификационной коллегии судей Пермского края.
КРЕМЛЕВСКОЕ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ
Пока не поставлена точка, губернаторы пытаются решить вопрос в свою пользу. Еще год назад казалось, что глава Приморья Сергей Дарькин обречен на отставку. В мае 2008 года у губернатора прошли обыски. Наезд на Дарькина был очень мощным, вспоминает политолог из Владивостока Петр Ханас. Но Дарькин сумел продемонстрировать, что активно готовится к саммиту АТЭС. Будучи недавно во Владивостоке, Путин сказал, что сбавлять темп нельзя. Значит, Дарькин усидит, рассуждает Ханас: если менять лидера, бардак неминуем.
У алтайского губернатора Александра Бердникова была еще более тяжелая ситуация. У него в начале января во время охоты на горных баранов, занесенных в красную книгу, разбился вертолет с полпредом президента в Думе Александром Косопкиным на борту. В окружении губернатора Бердникова считали, что он будет переназначен, если сумеет разрулить «вертолетный скандал». Он так и сделал – еще в августе уголовное дело было закрыто, браконьерами были признаны только погибшие. С уволенного после охоты влиятельного вице-губернатора Анатолия Банных – он тоже был на борту, но выжил – обвинения были сняты. «Мы что, Косопкина под дулом автомата посадили [в вертолет]?», - смеется теперь пресс-секретарь Бердникова Елена Кобзева. Особенно местных чиновников приободрило то, что этим летом Путин отдыхал на Алтае.
«Они радуются любому чиху из Кремля. Даже новогодней открытке. Все преподносится как кремлевское благословление», - говорит главный редактор курской газеты «Друг для друга» Евгений Новиков. На курского губернатора Александра Михайлова тоже снизошло благословение. Президент Медведев, когда приезжал в область поклониться возвращенной из США курской куренной иконе, заехал вместе с губернатором в село, где жили его предки. С астраханским губернатором Жилкиным президент порыбачил. Не повезло только Николаю Максюте: в сентябре он ждал на церемонию открытия моста через Волгу премьера Путина, а тот не приехал.
Курганский губернатор Олег Богомолов не на шутку испугался, рассказывает политолог Кынев, когда депутат Думы Вячеслав Тимченко, близкий к главе правительственного аппарата Сергею Собянину, вошел в список претендентов и развил бурную деятельность. В целях самообороны, продолжает эксперт, команда Богомолова даже распространила слух, что Тимченко может возглавить Ханты-Мансийский автономный округ, а в курганском списке он так – для раскрутки. Про Собянина говорят, что стал сильным лоббистом в губернаторских назначениях. Новый свердловский губернатор Мишарин – из его команды. Он же может заметно повлиять на расклад сил в стратегическом нефтяном Ханты-Мансийском округе.
Самая чувствительная в политическом смысле – позиция лидера Дагестана. В Москве не могут не видеть, что нынешний лидер Муху Алиев не справляется: ситуация в республике накаляется от месяца к месяцу. Но на кого его менять? Логика, в которой предпочел бы действовать Кремль, понятна: идеальный кандидат для любой кавказкой республики – лидер, лояльный Москве и не связанный с местными кланами, но влиятельный, а, значит, независимый в финансовом смысле. Такой, с которым можно было бы в том числе связывать надежды на улучшение экономической ситуации.
В «пятерке» на Дагестан, кроме самого Алиева, есть три сильных претендента. Первый - бывший советник Алиева Магомед Абдуллаев, только что, в конце октября переведенный в вице-премьеры республики. Второй – бывший сенатор Магомед Магомедов, владелец холдинга «Сумма капитал», в который входят нефтегазовые, горнорудные и телекоммуникационные активы. Кого ставить на Дагестан, видимо, будет окончательно решено после того, как будет назначен новый уполномоченный по Кавказу. Источник в Кремле не исключает, что им может стать Владислав Сурков, ведь Кавказ – это зона его ответственности.
Комментарии
Как сладка должность ГУБЕРНАТОРА, отдаваемая властями на КОРМЛЕНИЕ тем, или иным своим фаворитам..
БЫЛА БЫ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за СОДЕЯНОЕ, НАКАЗАНИЕ за РАЗВОРОВАННОЕ..(соответствующее)...
БЫЛО БЫ ТАКОЕ РВЕНИЕ ?????
Начнут расследование - раскрутят весь клубок невзначай! Это не гоже. Поэтому всех на заслуженый хорошо обеспеченный отдых - кого в Совет Федерации, кого в Думу, а кого и на пенсионннн......
==== Она фактически и есть. Через областной совет. ОН может снять губера в любое время.
вот это молодцы это по нашеум это по сибирски
большой одобрямс и пойду себе тоже выбивать этн
с косой любимой конечно же
http://fotki.yandex.ru
http://img-fotki.yandex.ru
Честь имею .
==== В чем проблема. Любой областной совет может снять губера. Выбирайте подлинных представителей в Областной совет.
ГУБЕРНАТОРОВ МЫ ДОЛЖНЫ ВЫ-БИ-РАТЬ!!! А это Право у нас отнято. Пора ВЕРНУТЬ!