США хотят использовать Мьянму против Китая

На модерации Отложенный

В конце сентября 2009 г. между Мьянмой (Бирма) и США состоялись первые (за последние пять лет) переговоры на правительственном уровне. Долгое время, бирманское военное руководство игнорировало санкции Белого Дома и экономическую блокаду Мьянмы со стороны США и ЕС. Главным партнером Бирмы был Китай, который в обмен на нефть и алмазы вкладывал деньги в экономику этой страны. Дружба Мьянмы и Китая открывала последнему далеко идущие перспективы расширения своего военно-политического влияния в регионе. Но возобновление прямых переговоров Вашингтона и Янгона смешает карты Пекину и может привести к существенным изменениям в региональной игре.

Китай уже давно проник в жизнь почти каждого человека на планете через товары, которые производит государство-фабрика. По словам профессора Российского университета дружбы народов Алексея Маслова: \"Прежде всего, Китай на сегодня является не только лидером мировой промышленности, не только мировой фабрикой, он является самым большим держателем золотовалютных запасов в мире, во-вторых, Китай - единственная страна, которая показывает позитивный рост среди десяти крупнейших экономик мира. Даже в период кризиса\".

В недавнем докладе МВФ отмечается, что несмотря на кризис, в 2009 году ВВП Китая вырастет на 8,5% (на 1 процентный пункт выше, чем ожидалось ранее), прямые иностранные инвестиции в экономику КНР в сентябре 2009г. продолжили свой рост, составив 7,9 млрд долл., что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И так по всем макроэкономическим показателям. По некоторым западным оценкам, по объему ВВП КНР в 2015 году обгонит Японию, а в 2039-м – США. Экономическая экспансия Поднебесной ощущается почти на всех континентах. Американский рынок сегодня поглощает примерно 20% китайского экспорта. США являются главными потребителями китайской электроники, черных металлов, продукции машиностроения, одежды. КНР скупил казначейские облигации США на сумму $1,1 трлн, при этом товарооборот с Америкой составил $333,7 млрд в 2008 году.

Только в начале октября 2009 г. во время встречи премьеров Россия и Китай подписали деловые контракты общим объемом более 3 млрд. долларов. Китайский капитал дано и плотно работает в Африке и Латинской Америке, на постсоветском пространстве и в Австралии.

Китай усиливает не только экономическую экспансию, но и повышает собственную боеспособность. Иллюстрацией военной мощи КНР стал парад, посвященный 60-летию создания коммунистического Китая. В ближайшее время Китай переориентируется на производство вооружений на собственных предприятиях, и ликвидирует зависимость от российских поставок, диверсифицирует военно-техническое сотрудничество за счет привлечения европейских фирм.

Китай выстраивает и собственное региональное и геополитическое пространство. Под крылом Поднебесной спрятались неоднозначные режимы, среди них и Мьянма (Бирма).

В 1989 г. товарооборот между Китаем и Бирмой составлял всего $314 млн, к 2004 г. он достиг $1,2 млрд, а по итогам 2008 г. – $2,6 млрд. Положительное сальдо Китая за это время выросло с $62 млн до $2 млрд. Китайцы же спасли алмазную индустрию Мьянмы после того, как крупнейшие западные ювелирные компании Bulgari, Tiffany и Cartier отказались покупать бирманские драгоценные камни в знак протеста против использования при их добыче принудительного и детского труда. Но на смену им пришли китайские ювелиры, которые тут же получили монополию в этом бизнесе. Благодаря китайцам Мьянма переживает инвестиционный бум. По данным китайского министерства экономики, на конец 2008 г. общий объем накопленных прямых инвестиций КНР в Мьянму достиг $1,3 млрд. 65% из них вложены в горнодобывающую промышленность – в основном, в добычу драгоценных камней. 21% – в электроэнергетику: китайские компании строят в стране несколько крупных ГЭС. Еще 9% – в нефтегазовый сектор.

Начинается строительство нефте- и газопроводов, которые будут поставлять энергоносители с западного побережья Мьянмы в китайскую провинцию Юньнань. Там сосредоточены крупные мощности по производству электроэнергии, которая потом переправляется в соседние провинции. Новые трубопроводы будут транспортировать не только бирманские газ и нефть, в добыче которых тоже доминируют китайцы, но и должны помочь Китаю диверсифицировать маршруты импорта энергоносителей.

Сейчас в поставках морем Пекин зависит от ситуации в Малаккском проливе. Новый путь транспортировки через Бирму позволит сократить время и издержки и от лишних рисков избавиться.

По мнению экспертов, сотрудничество Мьянмы и Китая уже давно вышло за пределы экономики, распространившись и на военно-политическую сферу. В индийских СМИ появились публикации о намерении КНР разместить собственную военную базу на бирманских Кокосовых островах, что откроет для китайских вооруженных сил путь в Индийский океан.

Подобная дипломатическая активность Пекина не может не волновать Вашингтон, который достаточно ревностно относиться к успехам китайцев в Юго-Восточной Азии. Во время правления республиканцев, Белый дом реализовывал в отношении союзников КНР политику давления и санкций, «принуждая их к демократизации». США ввели эмбарго на весь импорт из Мьянмы, запретили американским компаниям инвестировать и продавать оружие в эту страну, а активы членов военной правительства заморозили. Похожие санкции принял и Евросоюз. Под давлением Вашингтона и Брюсселя большинство западных компаний свернули свою деятельность в Мьянме.

Как отмечает обозреватель лондонской «The Daily Telegraph» Томаса Белла, «логика сторонников санкций очевидна: если на военную хунту оказать достаточное давление, она будет вынуждена \"восстановить\" демократию. Однако в реальности получается, что оппозиция слаба, дезорганизована и состоит по большому счету из отрядов этнических повстанцев, которые периодически заключают с правительством шаткие перемирия. Военные по-прежнему контролируют всю экономику и повседневную жизнь страны». На Западе постепенно растет уверенность, что даже если Запад будет продолжать давить на режим еще 20 лет, ситуация в стране ничуть не изменится.

После прихода к власти в США демократической администрации Барака Обамы, американцы решили изменить подходы. Сначала окружение нового президента США устами Збигнева Бжезинского выдвинуло идею «равной ответственности» двух стран и создании нового биполярного мира (G-2). Но, как и ожидалось, эйфорию у Пекина эта инициатива не вызвала. Пекин и Вашингтон пока только присматриваются друг к другу.

Вторым шагом демократов по «мягкому сдерживанию» Китая стала попытка выбить Мьянму из обоймы прокитайских режимов. В конце сентября 2009 г. Белый дом выказал намерение начать прямой диалог с властями Бирмы. Об этом заявил помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Курт Кэмпбелл. В качестве предварительных контактов можно рассматривать встречу сенатора США Джима Уэбба с премьер-министром Мьянмы генералом Тейн Зейн, в рамках мероприятий, связанных с Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре. Тогда глава правительства Мьянмы впервые высказал просьбу об отмене экономические санкции, введенные против его страны, заявив, что видит в них только давление развитых и богатых стран на развивающиеся.

Очевидно, США и их партнеры намерены в ближайшем будущем пересмотреть свою политику в отношении Бирмы в сторону смягчения режима ограничений на торговлю с этой страной и разрешат своим компаниям вкладывать средства в туристический бизнес. Тем более, что такие компании как Microsoft, Pepsi и другие уже имеют опыт работы на местном рынке. Они были вынужденны уйти из Бирмы под нажимом Госдепа США и правозащитных организаций в начале 90-х гг.

Пока что рано говорить насколько военный режим Мьянмы готов открыть свою страну для диалога со США. Как выше указывалось, западные экономические санкции себя не оправдали. В стране, даже в условиях кризиса, есть определенный экономический рост. Бирманские военные провели централизацию экономики, усилили государственное регулирование, реализовали некоторые социалистические реформы. В последние годы активно начал развиваться туризм. Даже акции протестов буддийских монахов, которые имели место в 2007 г., не смогли поколебать военный режим. Вся проблема в том, какие «пряники» может предложить Вашингтон Янгону, чтобы бирманские лидеры отказались от китайского вектора. Цена вопроса высока – доминирование в Индийском океане.