Предвыборный пиар на российском флоте

На модерации Отложенный

В Киеве украинские и российские эксперты обсуждают проекты соглашений относительно функционирования Черноморского флота России на территории Украины. Межгосударственная рабочая группа начала работу в разгар украинской президентской избирательной кампании после почти двухгодичного перерыва.

Договоренность о возобновлении деятельности украинско-российской группы по Черноморскому флоту была достигнута по итогам недавнего визита в Москву министра иностранных дел Украины Петра Порошенко. На киевских переговорах эксперты обсуждают проекты документов об инспектировании мест дислокации ЧФ в Крыму, а также о действиях сторон в случае угрозы или возникновения кризисной ситуации, связанной с использованием российского флота.

Однако судьбоносных решений от комиссии ждать не приходится, уверен руководитель севастопольского аналитического центра \"Номос\" Сергей Кулик:

― Вопросы, которые там обсуждаются, должны были обсуждаться (и обсуждались) лет 10 назад, сразу же после подписания базовых соглашений. Результат тех переговоров, точнее, полное его отсутствие, на сегодняшний день очевиден всем экспертам. Думаю, что эти обсуждения закончатся примерно тем же, то есть обсудят, выскажут свои позиции в лучшем случае, но никакого конкретного решения не будет.

― Соглашаясь на переговоры по флоту, Москва категорически отказывается обсуждать ключевую, по мнению Киева, проблему…

― Необходимо, пока не поздно, начинать обсуждение порядка вывода Черноморского флота в 2017 году. К этому вопросу цепляются другие, не решенные за более чем 10 лет нахождения флота на территории Украины. Это и инвентаризация, и вопросы гидрографического навигационного оборудования, и экологическая инспекция. Но самый главный ― это механизм вывода в 2017 году.

― К этому времени закончится срок действия договора об аренде Россией военно-морской базы в Крыму. Дальнейшее пребывание Черноморского флота на украинской территории будет противоречить конституции страны. Тем не менее, продлить договор в случае своей победы на предстоящих выборах на Украине уже пообещали избирателям несколько претендентов на президентское кресло. Правду говорят?

― Кандидаты сознательно вводят население в заблуждение. Никакой президент или премьер не может решить этот вопрос единолично, для этого необходимо внести изменения в конституцию. Теоретически это возможно, если пройти всю процедуру внесения изменений в конституцию и парламент примет поправки. А все предвыборные заявления кандидатов ― не более чем пиар-ход для влияния на ту или иную часть электората.

Соглашаясь с тем, что без внесения поправок в конституцию украинские руководители не смогут продлить пребывание российского флота в Крыму, киевский обозреватель Радио Свобода Виталий Портников не видит оснований для трактовки возобновления работы комиссии по Черноморскому флоту в контексте политической обстановки на Украине:

― Новостью является не то, что группа возобновляет работу, а то, что она в течение продолжительного времени не работала, и вместо того, чтобы решать проблемы, стороны обменивались заявлениями в средствах массовой информации. Рабочая группа по Черноморскому флоту может обсуждать только вопросы, связанные с выполнением соглашений о временном базировании Черноморского флота на украинской территории до 2017 года. В 2017 году соглашение истекает, и все вопросы дальнейшего пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины могут быть связаны либо с новым переговорным процессом, который должен повлечь за собой изменения украинской конституции, либо с обсуждением вопроса о выводе Черноморского флота с территории Украины после 2017 года.

Но это не задача рабочей группы, а задача политического характера, которая должна обсуждаться на переговорах президентов и премьер-министров двух стран. До изменения конституции страны ни один украинский президент и премьер-министр не имеет мандата на продолжение пребывания Черноморского флота на территории Украины после 2017 года. Вопрос о его выводе решен соглашением между Россией и Украиной.

Подписавшись под ним, российская сторона фактически согласилась с тем, что Черноморский флот находится на территории Украины временно. Само соглашение о временном базировании Черноморского флота на территории Украины не предусматривает возможности обновления арсенала флота, завоза туда новой техники, обновления плавсостава. И даже если предположить, что соглашение о временном пребывании Черноморского флота будет продлено, это будет означать продление срока уничтожения Черноморского флота на украинской территории. Единственное, что можно сделать ― либо вывести его на территорию России или другой страны, которая согласится принять это военное формирование на условиях его обновления, или подписать с Украиной новое соглашение, которое будет действовать с 2017 года и определит пребывание ЧФ РФ на территории Украины уже не как временное, а как постоянное. Для этого необходимо изменение украинской конституции. То есть силы, которые будут выступать за создание российской военной базы на территории Украины, должны иметь две трети голосов в парламенте. При нынешней политической ситуации на Украине и, более того, при нынешнем региональном раскладе это практически невозможно.

― Почему же именно прекращение работы комиссии являлось новостью?

― Потому что эта работа позволяла ранее и, я надеюсь, позволит сейчас в оперативном порядке решать все технические вопросы, связанные с функционированием Черноморского флота на украинской территории. Среди них много вопросов технического и юридического характера ― вопрос собственности, землепользования, военных учений, маяков, которые сейчас обслуживаются Черноморским флотом но, по мнению украинской стороны, должны контролироваться ее военными формированиями. Никакого влияния на само нахождение Черноморского флота на украинской территории эти вопросы не оказывают. Но, естественно, оставаясь нерешенными, они затрудняют как деятельность самого флота, так и диалог между Москвой и Киевом.

Я считаю, что прекращение деятельности комиссии на определенный срок было неконструктивным. И тут можно только согласиться с новым министром иностранных дел, который считает начало ее работы разумным. Обидно другое ― Москва и Киев в своих взаимных упреках доходят до взаимной хаотизации двусторонних отношений. Простые технические вопросы, о которых вообще никто не должен знать, в том числе и мы с вами, становятся темой для средств массовой информации. Это все равно как если бы мы с вами обсуждали возобновление работы конвейера на каком-нибудь мясомолочном производстве: вот он не работал, а теперь заработал, и будет колбаса и молоко. Но совершенно очевидно, что комбинат для того и существует, чтобы выпускать мясомолочную продукцию. И министерство иностранных дел, и правительство для того и существуют, чтобы решать технические вопросы в рабочем порядке.