Южные Курилы и скромность товарища Сталина

На модерации Отложенный

Если у кого-то из российских наблюдателей и были иллюзии насчёт того, что новая правящая партия Японии займёт более реалистичную позицию по Южным Курилам, то они должны были развеяться 17 октября, когда японский министр по государственным землям, инфраструктуре и транспорту Сэйдзи Маэхара назвал острова незаконно оккупированными территориями. Обозревая российские острова с патрульного катера, Маэхара заявил: «Я увидел эти острова и понял - они исконно наши!».

После отповеди МИД России Маэхара выступил ещё раз и сказал, что его высказывания относительно статуса четырёх Курильских островов полностью соответствуют внешнеполитическому курсу нового премьер-министра Юкио Хатоямы. Читай: нечего Москве рассчитывать на то, что под демократическим руководством японцы станут сговорчивее. Сговорчивой предлагается быть России.

К решению вопроса о передаче им «северных территорий» японцы подходят основательно и методично. Российское общественное мнение уже 20 лет обрабатывается в направлении сдачи Курильских островов. Аргументы? Да самые разные. Дескать, посмотрите, какая большая Россия и какая маленькая Япония. Зачем России эти четыре крошечных острова на краю географии? Нефти там нет, газа тоже. Отдать их Японии - и дело с концом. А японцы за это завалят Россию инвестициями. Да и мирный договор с соседом тоже на дороге не валяется. Примерно в таких тонах были выдержаны письма читателей «Известий» во времена Горбачёва; одно из писем, помнится, было даже подписано рабочим, членом КПСС с 1956 года.

И в эту дуду дует часть российской японистики, которая, когда государство перестало финансировать науку, «подсела» на гранты японских фондов. Учёные и дипломаты, конечно, копают глубже, чем рабочие, и вытаскивают на свет божий международно-правовые доводы в пользу японской принадлежности Южных Курил. В результате формируется версия, в которой Япония выглядит жертвой, а СССР - агрессором, захватившим якобы то, что ему никогда не принадлежало и на что он не имеет никаких прав. Официальная позиция Токио в значительной степени стала доминирующей в российском научном и околонаучном дискурсе. Даже сам факт широкого применения термина «северные территории» уже льёт воду на мельницу нового японского империализма, ибо это - заимствование из языка противника, за которым всегда следует перепрограммирование заимствующего сознания.

История принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи противоречива и её можно трактовать по-всякому в зависимости от политической позиции трактующего. Одним из аргументов Японии в территориальном споре является «первенство открытия», однако аргументация этого первенства слаба и неубедительна и доказательством прав японцев на Южные Курилы служить не может.

Первые сведения об этих островах были действительно получены японцами во время их экспедиции 1635 г. на Хоккайдо, который сам в то время ёще считался в Японии чем-то вроде американского «Дикого Запада». Япония не имела тогда над Хоккайдо полного контроля, и именно конфликтами с местным населением объясняется тот факт, что до Курил эта экспедиция не добралась, а только услышала об их существовании.

Первыми же иностранцами, побывавшими на оспариваемых Японией островах, были голландцы из золотоискательской экспедиции Маартена Герритсена де Фриса, которые исследовали Малую Курильскую гряду в 1643 г. По результатам этих исследований была составлена подробная карта гряды. Не обнаружив там золота, голландцы продали карту Японии, и своё «первенство открытия» японская сторона обосновывает фактом этой покупки. Аргумент более чем спорный. Голландцы могли присоединить острова к Голландии и уже потом уступить их Японии. Однако они их не присоединили, а, следовательно, не могли и передать. Нога же самих японцев к тому времени на территорию Курил даже не ступала.

Если не считать голландцев, то первыми на «северных территориях» высадились русские. Это произошло в 1738-39 гг. во время плавания Мартына Шпанберга. Шпанберг прошел вдоль всей Курильской гряды вплоть до Хоккайдо, нанося расположенные по пути острова на карту и приводя местных правителей айнов - коренного населения Курильских островов - к присяге Российской империи. С этого периода ведёт свой отсчёт нахождение Южных Курил в составе России.

Однако затем Япония окрепла, осмелела и решила, что на Дальнем Востоке она может хозяйничать, как угодно. В 1845 г. Японская империя в одностороннем порядке провозгласила свой суверенитет не только над четырьмя южными островами Курильской гряды, но и над всеми остальными Курилами, а также над Сахалином. Николай I был вне себя от ярости. Однако в тот момент тучи уже сгущались над Крымом, и всё внимание и силы царя были сосредоточены на нём. Разразившаяся затем Крымская война не позволила России принять эффективных мер по восстановлению своих законных территориальных прав на восточных рубежах империи, но японского суверенитета Россия так и не признала.

Первый договор между Россией и Японией был подписан 7 февраля 1855 г. в городе Симода. Согласно этому договору российско-японская граница в районе Курильских островов проходила между островами Итуруп и Уруп, а Сахалин продолжал оставаться в совместном владении. Таким образом, Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи переходили под японскую юрисдикцию.

Во всех дипломатических баталиях японцы апеллируют к Симодскому трактату, который стал первым договором в двусторонних отношениях, а 7 февраля ежегодно празднуется в Японии как «День северных территорий».

Спустя 20 лет, в 1875 г., в Санкт-Петербурге был подписан ещё один договор между двумя странами, согласно которому Россия передавала Японии все Курильские острова, а Япония взамен отказывалась от притязаний на Сахалин. Петербургский договор сохранял свою силу до 1905 г., когда по итогам русско-японской войны был подписан Портсмутский мир. Учитывая, что Россия ту войну фактически проиграла, Япония потребовала Сахалин в качестве контрибуции. С.Витте попытался было заявить, что это противоречит Петербургскому договору, однако японцы сказали: «Война перечёркивает все договора. Вы потерпели поражение, и поэтому давайте исходить из новых реалий». И лишь с большим трудом России удалось сохранить северную часть Сахалина за собой.

Потом была вторая мировая война. В 1943 г. США, Великобритания и Китай подписали в Каире совместную декларацию о целях войны с Японией, в которой говорилось, что Япония будет изгнана со всех территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности.

В итоговом протоколе Ялтинской конференции сказано, что Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

В Потсдамской декларации сказано, что суверенитет Японии должен быть ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, а также теми более мелкими островами, которые укажут союзники. Острова Курильской гряды в этой декларации не упоминаются.

В августе 1945 г. СССР вступил в войну с Японией, а в сентябре освободил Южные Курилы. Советские войска заняли в том числе и те четыре острова, на которые притязает теперь Япония. В 1951 г. между Японией и её бывшими противниками по Второй мировой войне был подписан Сан-Францисский мирный договор, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. К тому моменту между СССР и США уже началась холодная война, и в силу ряда политических причин Советский Союз этот договор не подписал. Впоследствии Япония заявила, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не являются частью Курильских островов и что от них она никоим образом не отказывалась.

В 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны между ними и восстановлении дипломатических отношений. В этой декларации советская сторона выразил готовность вернуть Японии острова Шикотан и Хабомаи после подписания мирного договора. В обмен на передачу островов СССР рассчитывал, что Япония примет статус нейтрального государства и потребует вывода со своей территории американских войск. Однако США, которым было выгодно поддержание напряжённости на восточных границах СССР, пригрозили Японии, что если она откажется от претензий на Итуруп и Кунашир, то США не будут возвращать ей Окинаву. Поэтому Токио отверг советские предложения. Кроме того, вскоре между США и Японией было подписано военно-политическое соглашение, поставившее крест на перспективах нейтралитета последней, и советские предложения были отозваны.

Резюмируем: у России есть твёрдые права на владение островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

Во-первых, первыми на этих островах побывали русские моряки и привели местных жителей к подданству Российской империи.

Во-вторых, Симодский трактат, которым Россия признавала японский суверенитет над островами и на который поэтому ссылается Япония, уже давно стал юридически ничтожным, ибо этот трактат начинался пунктом «отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба»; Япония нарушила это положение ещё в 1904 г. Кроме того, признание Симодского трактата поставило бы под угрозу российский статус Сахалина, что абсолютно неприемлемо.

В-третьих, Япония развязала против России агрессивную войну. На момент развязывания этой войны во владении Японии находились все Курильские острова, и это название распространялось как на те острова, которые были переданы ей по Петербургскому договору, так и на те четыре острова, которые сейчас считаются спорными. Никакого разделения между ними не проводилось. По результатам агрессии Япония захватила ещё и Южный Сахалин, с чем Россия была вынуждена смириться, так как не имела сил продолжать войну. Но когда такие силы у неё появились, а именно в 1945 году, пришло время получить компенсацию за оккупацию. СССР потребовал Курильские острова. Тот факт, что Россия с 1855 г. не владела четырьмя южнокурильскими островами, нисколько не означает, что они не могли быть присоединены к СССР. Восточная Пруссия вообще никогда не принадлежала России, однако была передана Советскому Союзу решениями Ялтинской и Потсдамской конференций. Что же говорить об островах, которые ранее были в составе России?

Строго говоря, в 1945 году СССР мог затребовать и Хоккайдо, так как ущерб от японской оккупации был велик, а условия диктуют победители («война перечёркивает все договора»). Но вместо того, чтобы благодарить товарища Сталина за его скромность, японские руководители не оставляют попыток заставить человечество забыть уроки истории...


ОПРОС: Вернуть ли Курилы Японии?