Снижать пошлины оказалось сложнее, чем повышать

На модерации Отложенный

Президиум правительства вчера обсуждал возможность снижения импортных пошлин, повышенных на часть товаров во втором полугодии 2009 года, для \"защиты внутреннего рынка\". Отказаться от протекционизма оказалось сложнее, чем прибегать к нему: не утверждено даже объявленное решение о неповышении с 2010 года пошлин на экспорт леса. Проблемой станет и Таможенный союз: с 2010 года играть ставками пошлин невозможно без согласования с Казахстаном и Белоруссией, а у них уже сейчас есть вопросы к российской торговой политике, транзиту и экспорту нефти и газа, железнодорожным тарифам России.

Вчера президиум правительства подводил итоги применения антикризисных мер таможенно-тарифной политики, которые утверждались правительством в феврале 2008 года. Основной идеей заседания было обсуждение возможности снижения пошлин: ожидалась дискуссия о том, какие пошлины, принятые для \"поддержки\" рынка во второй половине 2008 года, нужно снижать. Эльвира Набиуллина, министр экономики, на прошлой неделе пояснила, что в целом в кризис ставки снижались: средняя ставка импорта в 2008 году составляла 11,45%, в 2009 году — 10,7%. Тем не менее из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 году, на 350 позиций (7-9% объема импорта) ставки пошлин были повышены.

Речь идет не только о пошлинах на импорт автомобилей (решение о продлении их действия уже принято) — \"защищены\" высокими пошлинами были также сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. Накануне в материалах к заседанию прямо указывалось: \"...искусственное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя, ведет к росту цен на внутреннем рынке\". В результате \"защиты\" стоимостный объем импорта, осуществленного в январе—августе 2009 года по новым ставкам ввозных таможенных пошлин, составил $7,4 млрд.

Минэкономики констатировало сокращение импорта по этим группам товаров — в январе—августе 2008 года стоимостный объем товаров, на которые поднимались пошлины, составлял $16,2 млрд. Падение импорта превысило двукратный уровень — оно составило $8,8 млрд. Часть \"зажатого\" тарифами импорта (продукция станкостроения, сельхозмашиностроения) являлась инвестиционным импортом — \"защита\" рынка внесла свой вклад в обвал инвестиций в первом полугодии 2009 года.

Впрочем, до обсуждения вопроса о разумном снижении \"антикризисных\" пошлин дело не дошло. Премьер-министр Владимир Путин интересовался будущими изменениями таможенно-тарифной политики России после образования Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Как сообщил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, 21 октября состоится девятое заседание комиссии Таможенного союза, \"на котором должны быть рассмотрены все проекты документов, которые будут представлены главам государств 27 ноября для подписания в Минске\". \"С принятием всех этих документов будет закончена работа по формированию нормативной базы существования союза\",— пояснил господин Шувалов.



Основой Таможенного союза является общий Таможенный кодекс и единый для трех стран таможенный тариф. Накануне вчерашнего обсуждения источник в правительстве предупредил, что переход на единый таможенный тариф \"не принесет революционных изменений\". По его словам, по 80% товарных позиций, действующих в РФ, импортные пошлины сохранятся на нынешнем уровне. \"Изменение коснется 18% позиций, но не будет носить критического характера\",— сообщил чиновник.

В этой ситуации правительству довольно сложно говорить о снижении или повышении пошлин: с 1 января 2010 года, если Таможенный союз создается, такие решения необходимо согласовывать с Казахстаном и Белоруссией — у правительства РФ появляется де-факто новая контрольная инстанция в лице партнеров. Между тем вчера Игорь Шувалов упомянул и о проблемах, которые возникли в переговорах по Таможенному союзу. Главная — порядок зачисления и распределения таможенных пошлин, который пока не согласован (с точки зрения изменений финансовых потоков на таможенной территории — это основной вопрос для бюджета РФ). По предложению Игоря Шувалова с этой проблемой предстоит разобраться \"специальной группе во главе с российским Минфином\" и решить вопрос не позднее 1 июня 2010 года — из этого следует, что по крайней мере первые полгода ситуация с пошлинами в Таможенном союзе будет крайне запутанной и, возможно, конфликтной.

Еще одна проблема, названная первым вице-премьером,— требование Казахстана до 27 октября в двустороннем порядке решить с РФ вопрос о транспортировке нефти, газа и договориться по железнодорожным тарифам. По мнению Игоря Шувалова, спешить с этим решением не стоит, но \"Казахстан настаивает\". Владимир Путин, сославшись на свою недавнюю встречу с казахской делегацией, заявил: \"Честно говоря, не знаю, какие там сложности\" — поэтому детально тему на президиуме не обсуждали.

Впрочем, и без неизбежной в случае создания Таможенного союза координации снижения ставок с Белоруссией и Казахстаном, которые в ряде секторов (например, в аграрном секторе — Белоруссия, в черной металлургии — Казахстан) являются конкурентами РФ, снижать пошлины оказалось сложнее, чем повышать. Так, не принято решение о временном отказе от резкого повышения с 1 января пошлин на экспорт леса-кругляка (см. \"Ъ\" от 21 сентября). Заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев пояснил, что решение будет принято по итогам анализа данных отрасли за три квартала 2009 года. А Владимир Путин пояснил, что будет обсуждать вопрос пошлин с иностранными партнерами на \"лесном саммите\" в Санкт-Петербурге на следующей неделе — отказ от повышения пошлин на лес, по его опасениям, будет критиковаться инвесторами в лесной сектор РФ в 2008-2009 годах как непоследовательность правительства РФ и угроза их намеченным инвестициям. С 2010 года в рамках Таможенного союза такие решения будут приниматься еще сложнее.