F-22 Raptor уступает шахидам и отрядам талибана

На модерации Отложенный

В борьбе за оборонный бюджет США программы создания высокотехнологичных систем вооружения проигрывают более приземленным потребностям. Афганские талибы и иракские повстанцы пугают Обаму больше, чем старые советские баллистические ракеты.

«Оружейные программы напоминают вампиров – заявил сенатор Джон Маккэйн, -- можно иногда убить одну из них, но удается это не очень часто». Но с принятием закона о расходах на оборону в 2010 финансовом году все может измениться.

Сокращенные и закрытые военные программы


Администрация президента США уверенно сокращает программы военных разработок. Список программ, попавших под нож администрации Белого дома, впечатляет:

  • Военно-транспортный самолет C-17 Globemaster III. Если в бюджете на 2010 год не будет выделено финансирование на закупку хотя бы 8 самолетов, сборочная линия компании Boeing будет остановлена.
  • Истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Конгресс намерен выделить деньги на продолжение производства истребителя, мотивируя это решение сохранением тысяч рабочих мест, в то время как администрация Белого дома грозит блокированием оборонного бюджета, если расходы на эту программу не будут остановлены.
  • Боевые системы будущего. Программа сильно сокращена.
  • Кассетный кинетический перехватчик. Финансирование программы разработки противоракет, способных уничтожать множественные разделяющиеся баллистические цели на всех участках траектории, включая разгонную, прекращено полностью.
  • Бортовая лазерная установка. Значительно снижен объем средств на дальнейшую разработку противоракетного лазера авиационного базирования.
  • Боевой поисково-спасательный вертолет. Программа закрыта полностью.
  • Вертолет президента. Программа сильно сокращена.

Председатель комиссии сената по вооружениям сенатор Карл Левин заявил, что это только список программ, сокращение которых одобрил сенат. Министр обороны требовал гораздо большей экономии.

После развала СССР воевать не с кем


Но эксперты называют происходящие изменения не сокращением, а изменением баланса оборонного бюджета. Если ранее основные усилия были направлены на противостояние сильным современным армиям, таким как армия СССР, то теперь основные усилия целесообразно сосредоточить на эффективности действий в локальных конфликтах и противостоянии противнику, не обладающему высокими технологиями.



Так, истребитель пятого поколения F-22 Raptor был спроектирован для перехвата ракет и завоевания превосходства в воздухе. После развала СССР запланированное ранее количество F-22 стало ненужным, и основные усилия были сосредоточены на более дешевом и менее эффективном F-35. По мнению экспертов Пентагона, этот самолет способен выполнять основные задачи военно-воздушных сил, флота и морской пехоты в условиях локальных конфликтов.

Боевые системы будущего также должны были обеспечить превосходство над вооруженными силами противника за счет более высоких технологий и современных систем управления. Но возможности этих систем уже на этапе разработки были признаны чрезмерными, если речь идет о таких конфликтах, как афганский и иракский.

Акцент был перенесен от противостояния космическим технологиям СССР к противостоянию низкотехнологичным армиям стран третьего мира.

Так, было увеличено финансирование разработки тактических средств ПВО и противоракетных корабельных систем, способных противостоять ракетным угрозам, исходящим от таких стран как Иран и КНР.

Пентагон спускается из космоса на землю

Изменение оборонного бюджета означает больше, чем простая экономия на военных расходах. Многие технологии и системы, формировавшие как облик вооруженных сил, так и рабочие места в огромных секторах промышленности, оказались невостребованными.

Пентагон, которому приходится решать практические задачи в ходе постоянных военных конфликтов по всему миру, активно отказывается от космических перехватчиков, противоракетных лазерных пушек и высокотехнологичных боевых систем, способных безнаказанно расстреливать советские воздушные и танковые армии.

Пентагону приходится решать более приземленные задачи, такие как выслеживание отрядов талибов в горах Афганистана или защита транспортных колонн от минных и огневых засад на улицах иракских городов.

Вместо разработки дорогостоящих систем будущего, способных через много лет противостоять перспективным баллистическим ракетам, армия требует простой и эффективной брони для солдат, лучшего медицинского обеспечения, а также больших страховых выплат искалеченным военнослужащим и семьям убитых.