Кризис облагородил общество?
На модерации
Отложенный
Радио Свобода завершает цикл публикаций \"Россия. Год после начала кризиса\". Последний сюжет посвящен опыту, который россияне накопили в течение кризисного года. Изменилось ли общественное сознание за это время?
История государства, как совокупность опыта, влияет на самосознание граждан и именно в трудные времена, как ни в какие другие, выявляет особенности самосознания. В России не успели привыкнуть к изобилию товаров, как от товаров пришлось отказаться. Вынужденный отказ от создания общества потребления, по мнению президента Национальной федерации психоанализа Михаила Решетникова, способен вернуть российское общество к истинным ценностям.
- Я еще год назад говорил и писал о том, что в первую очередь упадет спрос на сферу развлечений, предметы роскоши, товары, которые в принципе не являются необходимыми для поддержания жизнедеятельности и тонуса человека. Людям пора возвращаться к нормальным, привычным, реальным ценностям. И то, что сейчас происходит, в некотором роде - нормализация социума, его мышления, сознания. Здесь есть еще один момент: фактически любое травмирующее психику событие по мере удаления от него постепенно теряет свою остроту. И это хорошо, потому что иначе мы бы годами, десятилетиями переживали все свои большие и малые невзгоды, печали, утраты, ведь жизнь, как известно, исходно травматична. Есть разные типы реагирования на кризис: одни люди уходят в себя и отказываются от любой деятельности, других кризис мобилизует. Но даже отказ от деятельности обычно не бывает очень протяженным: немножко поскучал, попереживал, потом засучил рукава и начал действовать.
Известно, что чем больше и однообразнее комментируется то или иное событие, тем быстрее наступает его рутинизация - то есть, трансформация в нечто обыденное, каждодневное, не заслуживающее особого внимания. А поскольку комментарии в основном однообразные, то и внимания к событию уже никакого: ну, есть кризис, а когда мы жили без кризиса?! Постепенно, несмотря на заверения государства и правительства в том, что социальный пакет будет развиваться, люди начинают понимать, что рассчитывать нужно прежде всего на самих себя. Это самый, наверное, главный результат кризиса, потому что привычное для России упование на государство и на обещания первых лиц - далеко не лучший вариант социального настроения, - говорит Михаил Решетников.
Почему россияне в трудные времена не рассчитывают на поддержку государства и не хотят ли они изменить ситуацию? На этот вопрос отвечает руководитель отдела социально-политических исследований \"Левада-центра\" Борис Дубин.
- Большая часть российского населения бурчит на власть и многими направлениями ее политики недовольна. Но при этом не собирается переводить это смутное недовольство в какие-либо политические требования, хотя бы в форме массовых акций. По данным нашего центра, ничего подобного не просматривается. Напротив, ситуация довольно вялая и кислая, ощущение некоторой бесперспективности и одновременно успокоенности. В большинстве своем россияне все-таки чрезвычайно асоциальные существа и не ориентированы на солидарные связи с какими-то другими людьми, кроме ближайших родственников. Лишь на фоне приближения к каким-то очередным выборам происходит локальное оживление, да и то в основном в мелких партиях, которые борются за то, чтобы, соединив усилия, преодолеть семипроцентный барьер. Но на массовом уровне (а мы в основном проводим массовые опросы) пока что этого не видно.
- А народ информирован о том, какие антикризисные меры предпринимает правительство?
- Нет, россияне привычно отчуждены от власти. И в большинстве своем не верят, что власть действительно стремится к чему-то хорошему, а если и стремится, то вряд ли у нее реально что-то получится. Словом, отношения сложились, я бы сказал, взаимно наплевательские, но без грубостей с обеих сторон.
- Есть какие-то исследования на тему доверия к власти?
- Исследования есть, а вот доверия, одобрения нет. Недоверие связано с правительством, но не с его руководителем и не фигурой президента. Такая вот достаточно устойчивая конструкция. Кстати, показатели доверия даже к первым лицам существенно ниже, чем показатели одобрения их деятельности на том посту, который они занимают. То есть, россияне одобряют саму конструкцию власти, но при этом без большого доверия к ней самой, - заключает Борис Дубин.
Итак, несмотря на пакет антикризисных мер, подготовленный российским правительством, большинство россиян сегодня рассчитывают исключительно на собственные силы. Наверное, поэтому руководство страны, как заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович, не планирует менять характер антикризисных мер.
Комментарии
да и вопрос с другими излишествами телесными ликвидирует - Прекрасное средство!
А что до пакетов правительства, так они их подготовили, между собой поделиил и надо полагать в силу содержимого этих пакетов сами для себя с кризисом успешно справляются.
Мы все - детали одного большого механизма, одной большой машины. Каждый из нас является ее частицей. Поэтому нам нужно понять, что когда эта машина, выполняющая общую работу, должна совершить движение вперед, - человек испытывает различного рода возбуждения, вибрации.
Их чувствует абсолютно каждый. Происходит раскрытие того самого места разбиения, причем, настолько, насколько оно должно сейчас раскрыться для исправления, - соответственно мере исправленности общей системы.
Если, скажем, я должен сейчас исправить в себе какое-то свойство, потому что этим я задерживаю общее продвижение всей системы, - ко мне придет ощущение того, что я переживаю кризис. А откуда я узнаю, что переживаю кризис?
Я могу просто узнать об этом из страданий, если я себя не подготавливаю и не распознаю, что это приходящие ко мне призывы: "Давай, начинай себя исправлять, - ведь ты задерживаешь других&qu...
http://www.youtube.com