Таможенный союз тормозит присоединение к ВТО
На модерации
Отложенный
В Женеве прошли первые совместные консультации делегаций России, Казахстана и Белоруссии со странами-членами ВТО относительно присоединения к этой организации. Основной их итог сводится к тому, что Россия, Казахстан и Белоруссия намерены возобновить переговоры о присоединении ко Всемирной торговой организации как отдельные государства, но в тесной координации друг с другом. При этом три государства по-прежнему преследуют цель стать членами ВТО в максимально сжатые сроки в составе Таможенного союза.
На практике сроки возобновления переговоров остаются неопределенными. Дело в том, что в ходе консультаций в Женеве перед делегациями России, Казахстана и Белоруссии был поставлен целый ряд вопросов относительно Таможенного союза. Для того, чтобы вновь сесть за стол переговоров страны-члены ВТО хотят знать, что представляет собой создаваемый Таможенный союз на практике, каковы сферы его компетенции, как будут меняться национальные законодательства образующих его участников, каким образом будет осуществляться процесс принятия решений, как будет обеспечиваться гармонизация обязательств, которые уже взяли на себя в ходе предшествующих переговоров Россия и Казахстан и т.д.
Для каждого, кто хотя бы в общих чертах знаком с процессом присоединения России к ВТО, это означает не что иное, как откат назад. Работа над формулированием ответов на подобные вопросы не может не вернуть нас к самому первому этапу наших переговоров в 1995 году, когда России, как стране, подавшей заявку на присоединение, в соответствии с процедурой, стали задавать многочисленные вопросы о торгово-политическом режиме в РФ. Вопросов в итоге поступило более тысячи. На то, чтобы ответить на них, ушло 1,5-2 года.
Сейчас в Женеве трем странам были заданы наиболее важные, ключевые вопросы в связи с образованием Таможенного союза. Но наверняка через некоторое время, по мере поступления ответов на заданные вопросы, появятся новые – уточняющие. На сколько растянется этот процесс, сказать пока невозможно. Дело в том, что нынешняя ситуация существенно отличается от ситуации той же России на начальном этапе переговоров степенью своей неопределенности. Если у России тогда в 90-х имелись в принципе ответы практически на все вопросы, то у трех стран-участниц Таможенного союза таких ответов пока нет.
Ибо Таможенный союз еще не построен, его основополагающие документы существуют пока только на бумаге, еще не заработал общий таможенный тариф и единый таможеный кодекс – их еще предстоит утвердить на уровне глав государств, никто не может с уверенностью описать, как будут приниматься решения в союзе и т.п.
Таким образом, в сложившихся обстоятельствах с определенностью можно сказать только одно: процесс присоединения к ВТО для России с учетом фактора Таможенного союза дополнительно затягивается по сравнению с ситуацией, существовавшей до 09 июня 2009 г. (когда собственно было объявлено о переформатировании присоединения на Таможенный союз). О том, что попытка России вступить в ВТО одновременно с Белоруссией и Казахстаном может на значительное время отсрочить присоединение РФ сказал на днях председатель Рабочей группы по присоединению России к ВТО Стефан Йоханнессон. Несколькими неделями ранее генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил на страницах «Нью-Йорк таймс», что новая конфигурация усложняет заявку России, и ее присоединение к ВТО будет более длительным. Кроме того, исходя из своего опыта переговоров с российской стороной в бытность торговым комиссаром ЕС, Лами также добавил: «Фундаментальная реальность состоит в том, что в Москве более нет энергии к присоединению».
Как бы обидно ни звучали такие оценки, к ним приходится прислушиваться. Никакие ссылки на кризис не могут оправдать нашу задержку с присоединением. Оставаясь вне ВТО, Россия лишает себя возможности участия в решении огромного блока мировых проблем - от выработки правил международной торговли до сохранения окружающей среды. Позиционируя себя в качестве великой державы, мы претендуем на активное участие в создании глобального управления в посткризисном мире. Однако не вполне понимаем, что для этого как минимум следует участвовать в деятельности мировых институтов, в том числе ВТО как неотъемлемого элемента этого глобального управления. Впрочем, ВТО нам нужна прежде всего для собственного развития. Без членства в ней нам не создать нормальной конкурентной среды и не провести модернизацию.
Алексей Портанский – ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ, к.э.
Комментарии