Минюст предаст миссионеров анафеме

На модерации Отложенный

Минюст РФ решил усложнить порядок регистрации религиозных групп. Например, в числе их учредителей не должно быть обвиненных в экстремизме, а каждому миссионеру придется получить ряд разрешений. Представители религиозных организаций этой инициативой возмущены: они говорят, что каждый верующий – уже миссионер, а «у апостолов документов не было».

Минюст предложил ограничить миссионерскую деятельность в России. Соответствующая концепция поправок в федеральный закон «О свободе совести и религиозных организаций» и в кодекс об административных правонарушениях опубликованы на сайте министерства в понедельник, 12 октября.

В документе предлагается изменить порядок регистрации религиозной группы и впервые дается определение миссионерской деятельности. Так, если до сих пор россияне, исповедующие одну и ту же религию, могли просто уведомить о создании своей группы, просто обратившись в органы местного самоуправления, то, в случае если инициатива Минюста будет одобрена, им придется обращаться в территориальный орган госрегистрации.Странное суждение

В заявлении верующие будут должны указать сведения о дате и месте создания новой общины, руководителе и учредителях. Основным требованием регистрации станет отсутствие в числе учредителей, членов и участников общины людей, осужденных по приговору суда за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера.

«Это, по меньшей мере, странное суждение. Ведь членом и участником религиозной организации является любой прихожанин, и мы, во-первых, не знаем, кто из них осужден и за что, а во-вторых, мы не можем закрыть двери церкви перед некоторыми прихожанами. Тем более что мы проповедуем в тюрьмах и колониях», – заявил GZT.RU профессор Московской духовной академии, дьякон Андрей Кураев.

Он считает, что если данная поправка появится в законе «О свободе совести и религиозных организаций», то государство возьмет на себя несвойственные ей функции анафемы, решая, кто имеет право состоять в религиозной организации, а кто нет.В крематориях проповедовать можно

Аналогичные требования Минюст хотел бы предъявить и к зарубежным миссионерам. На сегодня их деятельность вообще не регулируется ни одним законом, что считается естественным признаком свободы совести. В концепции поправок миссионерской деятельностью предлагается считать «распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях их вовлечения в религиозное объединение». Выступления священников в своих же церквях, на свадьбах, кладбищах и в крематориях миссионерством не считается.

ФайлПроект федерального закона \"О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».doc, 50.0 КБ скачать

Распространять вероучение в соответствии с документом без каких-либо разрешений вправе только руководители общины. Всем остальным проповедникам придется заручиться доверенностью, «подтверждающей право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации». В документе должна быть ссылка на решение общего собрания религиозной группы «о предоставлении указанному гражданину соответствующих полномочий, с указанием своего наименования, вероисповедания и адреса помещения».

Зарубежным миссионерам, как сказано в пункте 3 поправки к статье 181 \"Миссионерская деятельность\" необходимо будет также иметь при себе письменную доверенность на проповедь от пригласившей их зарегистрированной в России религиозной организации.

И иностранным, и российским проповедникам предлагается запретить распространять свое учение в церквях или монастырях, относящихся к другой религиозной общине, предлагать материальные, социальные и иные выгоды потенциальным верующим, угрожая применением насилия, психологическим давлением и манипуляцией сознанием.

При этом что можно считать «манипуляцией сознания», Минюст не разъясняет.У апостолов документов не было

Кураев считает, пока данному термину не будет дано правовое определение, как в России, так и за рубежом, вносить его в закон и вовсе нельзя. Ведь под него может и попасть, казалось бы, самое обычное заявление, к примеру, о спасении души после смерти.

Кроме того, министерство предложило запретить миссионерам проповедовать в санаториях и в больницах, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов без согласия их руководства в городских и сельских администрациях.

Кураев считает, что если такое предложение Минюста будет поддержано, то миссионерская деятельность окажется сильно суженной. «Ведь сейчас фактически каждый верующий является проповедником. Бабушка в поезде, рассказывающая спутникам о том, как она постится, тоже ведь считается миссионером и проповедником. Но мы ее не можем выдать каждому прихожанину удостоверение и проверить его на отсутствие судимости. Да ведь и у апостолов не было при себе не справки, ни документа», – возмущается Кураев. При этом дьякон признает: миссионерство конечно нуждается в регулировании, но не законами, а некими общественными нормами, осуждающими, к примеру, экстремистские культы. А для этого, отмечает Кураев, можно вести контрпропаганду в прессе.За самовольную проповедь – штраф

В случае нарушения закона миссионеров могут ждать штрафы. Так, за вовлечение несовершеннолетнего в деятельность церкви вопреки его воле и без согласия его родителей миссионеров могут наказать на 2—5 тыс. рублей, а руководство организации – на 5—10 тыс.

Проповедование без доверенности обойдется миссионеру в 2—5 тыс. рублей, а его организации в 5—7 тыс. Штраф до 10 тыс. рублей может грозить общинам, выдавшим такую доверенность иностранцам, получившим визу в Россию вовсе не для миссионерской деяетельности. И от 7 до 10 тыс. рублей обещано тем, кто стал проповедовать, имея за плечами даже пусть и погашенную судимость за экстремизм. Миссионерская деятельность в чужих церквях, больницах и в местных администрациях может караться штрафом, достигающим 15 тыс. рублей.

В ныне действующем КОАПе предлагается наказывать лишь за «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания», «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». Максимальный штраф за первое правонарушение достигает 800 рублей, а за второе – 1 тыс. Кураев, ознакомившись с поправками в КоАП, заметил, что может быть желание представителей нескольких конфессий предложить свои брошюры и книги порой кажется навязчивым, но по своей сути безвредно: «Мне вот гораздо больше не нравится мат в общественных местах, но за это государство почему-то штрафовать не спешит».Инициатива обсуждаема

Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов отмечает, что дать определение миссионерской деятельности необходимо, но будет ли это сделано так, как предлагает Минюст, – пока вопрос. «Эта идея обсуждается в Госдуме не первый год. Но инициатива Минюста – не более чем концепция поправок. Через две недели мы соберемся на круглый стол в нижней палате, где обсудим с представителями конфессий инициативу министерства. Ведь законопроект нужен, в первую очередь, им, а не нам или чиновникам. Поэтому их мнение станет решающим»,- заверил Попов GZT.RU.

Депутат отметил, что бесспорным является лишь необходимость регулирования миссионерской деятельности в принципе. Все остальные нормы будут еще обсуждаться.