АвтоВАЗ мертв. Кто зафиксирует факт смерти?

На модерации Отложенный

АвтоВАЗ уже мертв, просто пока стесняются зафиксировать факт смерти – кислородные подушки все носят, – иронизирует Нечаев. – Не уверен, что надо тратить деньги налогоплательщиков на поддержку неэффективного производства. 

Главная проблема экономики России не в нехватке средств, считают аналитики. В проекте бюджета на 2010 год отсутствуют декларируемые правительством приоритеты: инновационный путь развития, поддержка высоких технологий, диверсификация экономики, модернизация промышленности. Об этом эксперты говорили на очередном заседании клуба «Экспертиза кризиса».

«Тезисы антикризисной программы хороши, но плохо реализуются на практике, – считает президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев. – Посмотрите, цифры расходов на правоохранительные органы резко растут (плюс 56 миллиардов рублей по отношению к 2009 году). Прирост на органы безопасности – 20 с лишним миллиардов. А на науку расходы резко снижаются. То же самое с образованием, здравоохранением, я уж не говорю о культуре. На инновационные федеральные целевые программы (если откинуть развитие телевидения и радиовещания – спорная для кризисного времени инновация), на прорывные целевые программы расходы остаются на том же уровне. Но и то, что финансируется, честно говоря, к прорывному и инновационному можно отнести только с большой долей условности ».

Структура расходов бюджета не обеспечивает приоритеты антикризисной политики, которые были продекларированы самим правительством, говорят эксперты. И сравнивают с Америкой – там сейчас резко растут расходы на науку и образование. Американцы понимают, что кризис – время инвестировать в человеческий капитал. Россияне об этом не думают.

«До сих пор рост нашей экономики шел за счет восстановления заброшенного хозяйства, за счет того, что не было использовано в 90-е годы. Чтобы развиваться дальше, нужно инвестировать, реформировать государственные институты. Бюджет развития должен быть направлен на это. В этом проекте бюджета ничего подобного не видно. Тут социальные расходы. Единственная задача – предотвратить социальные протесты населения», – считает профессор Российской экономической школы Олег Замулин.

Подобная модель экономической стратегии опасна тем, что Россия выйдет из кризиса такой же, как и вошла в него, говорят экономисты.

«Серьезных структурных изменений я не вижу. Даже позывов и признаков структурной перестройки не видно. Это опасно. И китайская, и американская, и европейская экономики выйдут из кризиса обновленными и конкурентоспособными.

Мы и так были уязвимы, работали поставщиками сырья. А теперь и совсем будем отставать. Наши конкуренты станут сильнее, более развитыми и, кстати, в том числе сократят спрос на сырье», – утверждает президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев.

Еще один недостаток бюджета, по мнению эксперта, – продолжающаяся поддержка неэффективных, убыточных производств.

«Я бы поменял структуру расходов, переориентировал бы на инновации, вложения в человеческий капитал, – говорит Нечаев. – Есть много статей, которые можно безболезненно сократить. Все, что в рамках комиссии Шувалова, – поддержка 290 с чем–то предприятий, все, что заложено на поддержку банкротов – я бы все там вычеркнул».

По поводу пресловутого АвтоВАЗ, экономист выразил мнение, что закрывать его не нужно – это произойдет само собой.

«АвтоВАЗ уже мертв, просто пока стесняются зафиксировать факт смерти – кислородные подушки все носят, – иронизирует Нечаев. – Не уверен, что надо тратить деньги налогоплательщиков на поддержку неэффективного производства. Накануне опять заявили, мол, мы в последний (уже который по счету) раз окажем поддержку АвтоВАЗ. То есть еще пару миллиардов будут… Мягко говоря, неэффективно потрачены».

Рассуждая, является ли бюджет РФ 2010 года бюджетом развития, главный экономист национального банка «Траст» Евгений Надоршин заговорил образно.

«Нужно различать развитие и рост, – говорит он. – Если у вас есть карета, то построить еще сто карет – это не развитие, а рост. Рост – это увеличение того, что уже есть, развитие – появление чего–то нового. Если построить сто карет – они не превратятся в железную дорогу. Железная дорога это развитие. У нас бюджет роста. Инновационного ничего нет. Просто работаем на восстановление макроэкономических показателей».

Для того, чтобы осуществлять инновационное развитие, деньги не главное, уверен экономист. Нужна воля и желание.

«Развитие у нас будет без бюджета. Государство даже не приступило к решению этих задач. Кое–что было и раньше, кое–что и осталось. На государство рассчитывать не приходится, к сожалению. Хотя оно может развивать экономику и без бюджета – в плане законов, фондов, механизмов госгарантий и так далее. Если власти захотят реализовать стратегию развития, – возможности найдутся», – резюмировал эксперт.