Германия в ожидании выборов канцлера

Основная интрига развернется сразу после воскресного голосования в Германии

Немцы мечтали о новом Обаме, а получили лишь «старую семейную пару» - так назвали политобозреватели основных претендентов на кресло канцлера Ангелу Меркель и Франка-Вальтера Штайнмайера. Германии виделась предвыборная кампания в американском стиле: с пламенными речами и поездом, украшенном розетками в цветах национального флага. Поезд действительно был: неделю назад Меркель отправилась в агитпутешествие по маршруту Конрада Аденауэра, но вместо судеб родины обсуждала очарование садов земли Мекленбург-Передняя Померания. Даже обещанная стране активная агитация в интернете (опять, как у Обамы) вылилась в один-единственный ролик на youtube: пышногрудая девушка исполняет песню под названием (в вольном переводе) «Хочу такого, как Штайнмайер». И то непонятно, насколько штаб социал-демократов причастен к созданию клипа.

В результате, выборы в федеральный парламент Германии пройдут уже в это воскресенье - а о предвыборной кампании нечего вспомнить. Неудивительно, что сейчас в стране говорят о смерти демократии и кризисе власти. «Сумрачный германский гений» на этот раз, пожалуй, слишком уж сумрачен. И демократия в стране не умерла, и власть - в полном порядке. Насмотревшись на прошлогоднюю президентскую кампанию в США, Германия забыла, что ее собственные выборы - это совершенно отдельный жанр. Как, например, баварское горловое пение. Сравнивать его с кантри или спиричуэлс - дело бесполезное. В отличие от Америки, да и подавляющего большинства других стран, ключевые события немецких выборов происходят не до того, как в урну опустили последний бюллетень, а после.

ЦВЕТА ВЛАСТИ

За симпатии избирателей в воскресенье будут бороться 29 партий, но явные шансы с запасом преодолеть 5%-ный барьер есть только у пяти. Согласно последним опросам, двух лидеров предвыборной гонки поддерживают около 35% и 25% избирателей соответственно, рейтинг каждой из трех оставшихся сил - менее 15%. Для формирования большинства в парламенте, партиям придется объединиться в коалицию. И это не исключительная особенность нынешних выборов - так было в ФРГ еще со времен Аденауэра. Немцы настолько привыкли к политическим «разводам» и «бракам», что придумали для наиболее стабильных союзов обозначения, основанные на «корпоративных» цветах партий: например, «ямайка» (в тонах островного флага) или «светофор».

Но всем, кто не живет в Германии, и голосовать в воскресенье не собирается, сейчас стоит держать в голове только две комбинации: черно-желтую - это цвета христианских демократов CDU/CSU и их союзников-либералов из FDP, и черно-красную - CDU/CSU и социал-демократов SPD. Скорее всего, после 27 сентября правительство образует или та, или другая. Черные и желтые объединиться очень хотят, но, вероятно, не смогут сформировать большинство в парламенте. А черные и красные, наоборот, могут все, но пока не очень хотят. В том, что же победит в душах партийных лидеров - политические принципы или тяга к власти, - и заключается поствыборная немецкая интрига.

И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ

CDU/CSU и SPD в качестве «большой коалиции» образовали правительство после выборов 2005 г.

- неохотно, так как формально являются политическими противниками. Все четыре года лидеры обеих партий подчеркивали, что ни в коем случае не будут работать вместе после 2009 г. Собственно, на этом обещании (а не, скажем, на предложениях по выходу из кризиса) и строились предвыборные кампании христианских и социал-демократов.

Однако за последние несколько дней отношение обеих партий к сотрудничеству изменилось. «В большой коалиции нет ничего страшного», - заявил Штайнмайер, который еще месяц назад громил христианских демократов за якобы провальный экономический, внешнеполитический и даже экологический курс. Дело в том, что шансов обогнать CDU/CSU у партии Штайнмайера практически нет, а вот вновь занять почетное второе место в правительстве большой коалиции - есть. С середины сентября рейтинг социал-демократов растет, и они становятся все более привлекательными партнерами.

Христианские демократы занимают первое место по популярности и поэтому предвыборную стратегию меняют более аккуратно - им есть что терять. Меркель понимает, что самой заявить о возможности новой «большой коалиции» прямо накануне выборов, означает разочаровать приверженцев. Поэтому за союз черных и красных она пригласила выступить Гельмута Коля. Старый мудрый «друг Гельмут» использовал прием, известный еще из послевоенных времен: напугал электорат «красной угрозой». Мол, если так получится, что союз CDU/CSU и FDP не наберет большинства голосов, уж лучше посотрудничать с социал-демократами. А то левый центрист Штайнмайер заключит союз с крайне-левыми, - и ФРГ превратится в ГДР.

ТОНКАЯ МЕХАНИКА

На первый взгляд может показаться, что никакой интриги-то и нет: в SPD тяга к власти уже победила партийные принципы, а среди христианских демократов вот-вот победит. Но на самом деле у Меркель и ее друзей из FDP в рукаве есть козырь посильнее Гельмута Коля - немецкое законодательство о выборах.

В воскресенье немцы будут голосовать фактически не один, а два раза. Первый голос они отдадут за конкретного депутата, баллотирующегося в одномандатном округе. Второй - за партию в целом. Соотношение голосов, поданных за партии, определяет количество мест, которое каждая партия получит в Бундестаге. Затем число партийных мест делится между 16 федеральными землями, пропорционально их населению. Полученная квота распределяется между одномандатниками, а оставшиеся места занимают кандидаты из партийного списка. Но это - если одномандатников партия провела меньше, чем полученная ею квота в Бундестаге. А если больше? Честно заработавшие победу одномандатники не идут гулять до следующих выборов, а тоже занимают места в Бундестаге.

За счет таких «лишних» депутатов крупнейшие партии получают дополнительные 1 - 2% в парламенте. Обычно этого перевеса недостаточно, чтобы повлиять на формирование коалиции. Но сейчас для прихода к власти союзу Меркель и FDP как раз этих 1 - 2% и не хватает. Предугадать, в чью именно пользу сработает тонкая механика немецких выборов, сейчас абсолютно невозможно. Всем заинтересованным лицам остается только ждать. Уже недолго осталось.