Российские регионы остались без денег

Субъектам Федерации все сложней наполнять бюджеты, но наиболее бедным это дается легче, чем крупным промышленным и сырьевым центрам и даже столице

По-настоящему почувствовали кризис российские регионы только во втором квартале. Если в первые три месяца года налоговые поступления снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11%, то по итогам полугодия падение достигло уже 15%. Это в номинальном выражении, а инфляция «съела» почти столько же. Неналоговые доходы упали на 20%.

Единственная доходная статья региональных бюджетов, которая заметно растет, - это трансферты из центра. Без этой помощи субъектам Федерации было бы совсем худо. Но правительство исправно помогает провинции, почти полностью компенсируя падение доходов (пока оно еще может себе это позволить). В первом полугодии 2009 г. на 36% больше денег было переведено из федерального бюджета в региональные.

Сокращение поступлений различных налогов могут быть хорошими индикаторами положения дел в регионах, да и России в целом. Если судить по индексу промышленного производства, можно предположить, что дна экономика достигла еще весной, в марте - апреле.

Но данные о налоговых поступлениях создают менее радужную картину. С самого начала кризиса было понятно, что налог на прибыль будет собираться хуже других - прибыли предприятий падают. Причем, как выяснилось, падение резко ускорилось именно во втором квартале: доходы регионов от этого главного для них налога сократились на 41%. То есть положение предприятий ухудшалось и летом. О том же свидетельствуют и данные о падении рентабельности предприятий в июле.

Что, быть может, еще опасней: падают сборы налога на доходы физических лиц, который может служить косвенным индикатором финансового положения граждан, а значит, и перспектив потребительского спроса. Во втором квартале отмечалось снижение поступлений даже в номинальном выражении, а по итогам полугодия, несмотря на многочисленные меры правительства по росту выплат бюджетникам и пенсионерам, регионы собрали НДФЛ лишь на 1% больше, чем в прошлом году.

Это свидетельствует о значительном падении доходов населения в реальном выражении.

В России, как ни странно, далеко не всегда состояние регионального бюджета совпадает с общим экономическим климатом в регионе. К примеру, Сахалин - не самый благополучный регион - является абсолютным лидером по росту доходов: его бюджет стал больше более чем в два раза. Все благодаря запуску сырьевых проектов (сборы НДПИ выросли в 3,64 раза).

Но и сырье не гарантирует хорошее состояние казны, скорее, наоборот. Хороший пример - Тюменская область, собравшая в этом году на треть меньше налогов, или Ханты-Мансийский АО, собирающий доходов намного меньше, чем в прошлом году. Немудрено, ведь сырье в первой половине прошлого года было на пике стоимости.

Плохо наполняется и столичный бюджет. Мэр Юрий Лужков уже заявил, что расходы придется сократить на четверть, несмотря на то, что Москва имеет наилучший доступ к займам среди всех российских регионов. Кроме того, город заморозил почти все конкурсы на освоение бюджетных средств.

Но хуже всех, как уже отмечали в «Независимом институте социальной политики», приходится промышленным регионам, в особенности тем, где сильна какая-то одна отрасль, ведь российская промышленность до сих пор лежит на дне. И даже оживление в металлургии не спасло бюджет, к примеру, Челябинской области.

Как ни странно, отлично чувствуют себя бюджеты некоторых традиционно репрессивных регионов, к примеру, северокавказских республик. Они наполняются за счет налога на прибыль.

Если взглянуть на карту развития малого бизнеса в условиях кризиса, то окажется, что хорошая наполняемость бюджетов небогатых регионов за счет налога на прибыль обнаружилась там же, где расцветает малый бизнес.

В условиях кризиса понятие «регион-донор» уже не слишком актуально, почти все получают многомиллиардную помощь из центра. И депрессивные российские регионы лучше приспосабливаются к новым условиям.