Реформа российской армии сталкивается с проблемами
Богаче, сильнее, горделивее: в мае 2008 г. Россия возродила традицию парадов с участием военной техники на Красной площади.
Три месяца спустя её силы вошли в Грузию. Бои продолжались менее недели. Это выглядело как быстрая и ошеломляющая победа российской армии.
Вскоре возникли сомнения.
«Были некоторые провалы (неожиданные, по моему мнению) в том, как проявили себя российские войска», - сказал Кристофер Лэнгтон, старший сотрудник по конфликтам в Международном институте стратегических исследований (IISS) в Лондоне.
«В частности, в военно-воздушных силах: они потеряли семь самолётов от действий не особенно развитой системы ПВО Грузии, и я думаю, что это удивило многих людей».
Проблемы со связью
Были и другие, более фундаментальные, недостатки.
Александр Гольц, военный корреспондент со времён советского вторжения в Афганистан 30 лет назад, привёл в пример старшего офицера, который не мог передать приказы.
«Этот генерал попросил у находящегося рядом журналиста мобильный телефон для того, чтобы просто передать команду своим подчинённым», - сказал он.
«Российские военные радиостанции, так или иначе, бесполезны в горах».
Сейчас ясно, что это не была настолько успешная кампания, как первоначально её описывала российская армия.
Российское министерство обороны не ответило на запрос Би-Би-Си дать интервью для этой статьи, но, выступая на пресс-конференции накануне годовщины войны, заместитель начальника российского Генштаба признался в слабости.
«Конечно, российские вооружённые силы, принимавшие участие в этом конфликте, показали, что у нас всё не так хорошо, - сказал генерал-полковник Анатолий Наговицын. - Прежде всего, существует ряд технических проблем».
Радикальная реформа
Так что реакция России на свою победу заключалась не только в панибратстве и торжестве. Политики и генералы поняли, что необходимо улучшать положение.
«Сразу после окончания войны министерство обороны ускорило самую радикальную за последние 50 лет военную реформу», - сказал Гольц.
«Эта война показала, что российская армия по-прежнему довольно сильна, но, тем не менее, она устаревшая. Она не может ответить на вызовы современности».
Эти вызовы вынуждают производить нечто большее, чем просто модернизацию оснащения.
Несмотря на предположения 1990-х годов о том, что российская армия в конечном итоге станет профессиональной, она всё ещё, главным образом, зависит от призыва.
Жизнь тех, кто служит, может быть опасной и короткой - даже в мирное время. В 2008 году 471 российский военнослужащий погиб в небоевых инцидентах.
На самоубийства приходится почти половина смертельных случаев.
Угроза НАТО?
Маша Липман, эксперт по вопросам российского общества и регионов в Московском Центре Карнеги, выдвигает на первый план издевательства - или «дедовщину» - в качестве часто встречающегося фактора.
«Для всех наибольшей проблемой в этой призывной армии является угроза жизни людей, в первую очередь, из-за жестокой «дедовщины», которая ежегодно приводит к гибели многих людей, самоубийствам и нанесению увечий», - сказала она.
«В результате те, кто может избежать призыва на военную службу, избегают его - различные уловки и взяточничество являются одним из способов сделать это, - но те, кто не может, как правило, кто недостаточно хорошо образован, те, кто из провинции, из бедных семей, иногда страдающие от недоедания, иногда не очень здоровые».
Официальная риторика в России концентрируется не на этом, а на угрозе со стороны НАТО.
В то же время, программа реформ, которая была ускорена после прошлогодней августовской кампании в Южной Осетии, фактически предусматривает массовое сокращение численности войск.
«У нас есть 355 000 офицерских должностей, - объяснил Гольц. - Министерство обороны хочет сократить это число до 150 000».
В этой ситуации он относится пренебрежительно к частым заявлениям российских руководителей о том, что страна стоит перед угрозой со стороны НАТО.
«Это означает, что вся эта милитаристская риторика, которую так любят [президент Дмитрий] Медведев и [премьер-министр Владимир] Путин, о НАТО, движущемся к нашим границам, обо всех глобальных противниках, является лишь милитаристской риторикой», - сказал Гольц.
Сталкивается с проблемами
Этот разрыв между риторикой и реальностью является отражением расхождений между политиками и военачальниками.
Первые стремятся к осуществлению перемен. Многие из последних испытывают меньше энтузиазма. Кристофер Лэнгтон считает, что это подрывает шансы на прогресс.
«На данный момент именно президент и министр обороны начали добиваться прогресса», - сказал он.
«Но, конечно, когда это происходит в России, то должно сопровождаться инвестициями в оборону, а этому сейчас мешает экономика, которая не растёт теми темпами, которыми она росла раньше».
«Существуют очень большие трудности, с которыми сталкивается программа реформ».
Россия по-прежнему обладает огромным ядерным арсеналом. В этом смысле она является крупной военной державой.
Но вид российской армии вне государственных парадов и заявлений политиков свидетельствует о том, что она сталкивается с проблемами в оснащении, моральном состоянии и недовольстве.
Западные заголовки сказок о сильном русском медведе не рассказывают всю историю.
Комментарии