Нам нужно Министерство экономики Мирового правительства

Для реформирования мировых финансов нужно создать институт, стоящий выше всех международных организаций.

Как превратить Международный валютный фонд - институт, который до недавних пор критиковали за недостаточную легитимность и репрезентативность, граничащие с неадекватностью, - в главный инструмент борьбы с глобальным кризисом? Лишь бросив на это силы всех мировых лидеров.

Как добиться того, чтобы беспрецедентная поддержка и координация усилий на международном уровне не сошли на нет, когда кризис закончится? Преобразовав такие институты, как «большая двадцатка» и «большая восьмерка», в Глобальный экономический совет.

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Самый глубокий за последние 70 лет экономический кризис убедил даже отъявленных скептиков в целесообразности создания из МВФ международной «пожарной команды». Такой институт имел бы все необходимые инструменты и обладал достаточным опытом для того, чтобы координировать глобальную экономическую политику и помогать странам, попавшим в трудное финансовое положение.

Однако последние события показали, что эффективное взаимодействие на международном уровне возможно только при непосредственном участии мировых лидеров.

Усилия по устранению основных причин финансовых потрясений и преодолению глобальной рецессии становятся намного более эффективными, если предпринимаются скоординированно в различных странах. В будущем тесное международное сотрудничество будет играть еще более важную роль в проведении масштабной реформы финансовых рынков и разработке эффективной стратегии отказа от антикризисных мер.

Бессистемный подход к решению этих проблем со стороны разрозненных регулирующих органов с пересекающимися обязанностями - не лучшая альтернатива.

НЕ ТОЛЬКО МВФ

Большинство предложений о реформах до сих пор касались МВФ, а не всей Бреттон-Вудской системы. Это неудивительно, но и довольствоваться этим нельзя.

МВФ достаточно эффективно выполнял свои обязанности во время кризиса. Но учитывая, что изменения необходимы срочно, нужно, чтобы мировые лидеры полностью поддерживали действия Фонда, а это касается методики управления всеми международными финансовыми институтами, а не только МВФ.

Более широкую реформу можно было бы провести, создав административный орган с правом принятия решений не внутри МВФ, а над ним.

Этот орган также осуществлял бы политический надзор за другими международными институтами, включая Всемирный банк, Совет по финансовой стабильности и Всемирную торговую организацию.

Этот международный орган должен будет следить за тем, чтобы мировая экономика «работала» без сбоев, и обеспечивать стабильность глобальной финансовой системы, оказывая политическую и стратегическую поддержку всем международным финансовым институтам.

ГЛОБАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Глобальный экономический совет мог бы стать таким административным органом, отвечающим за развитие мировой экономики, вместо «большой двадцатки» и «большой восьмерки».

В отличие от G8 или G20 с их узким составом, членство в Совете будет универсальным, как в МВФ и Всемирном банке.

Представители Совета должны занимать самые высокие посты в государстве: два - три раза в год будут собираться министры финансов, и один раз - главы правительств. Раз Совет будет стоять выше всех остальных институтов, менять их собственную систему управления не придется.

Основная роль Глобального экономического совета будет заключаться в том, чтобы помогать в выработке стратегий и оказывать серьезную политическую поддержку другим институтам.

Это особенно важно для МВФ. Сложно поверить, что, согласившись существенно увеличить резервы Фонда и наделив его новыми полномочиями, мировые лидеры не захотят получить над ним контроль.

Кроме того, МВФ сможет эффективно выполнять свои новые обязанности только при непосредственной поддержке политиков; это, в первую очередь, касается разработки стратегий выхода из режима антикризисной поддержки и мер предупреждения новых кризисов. Относится это и к задаче усиления надзора за внутренней экономической политикой различных стран для обеспечения устойчивого роста.

Создание Глобального экономического совета позволит модернизировать Бреттон-Вудские правила и институты. Вместо того чтобы предлагать экстренные меры для каждого конкретного случая, как регуляторы делают сейчас, Совет мог бы организовать международные конференции, чтобы выработать систематический подход к решению различных проблем.

Спустя полвека после возникновения Бреттон-Вудского режима пришла пора создать новую архитектуру глобальной экономической системы, отвечающую вызовам XXI века.