Спад в российской промышленности останавливается

По новым данным Росстата, в июле темпы падения промышленного производства по отношению к тому же периоду прошлого года сравнялись с текущими темпами падения ВВП, замедлившись до минус 10,8% против минус 12,1 в июне и минус 17,1% - в мае. Это дает основания надеяться на умеренно-оптимистичный вариант развития экономики во втором полугодии. Но положительные тенденции очень нестабильны, и на рост промышленности в оставшиеся месяцы года не стоит рассчитывать даже завзятым оптимистам.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

В июле промышленность поднялась на 4,7% по отношению к июню. Это значит, что можно говорить о росте промпроизводства и со снятой сезонностью: примерно на 1,5 процентного пункта (по трехмесячной скользящей средней).

Хороший знак - это замедление спада в годовом выражении в 8 из 13 основных секторов промышленности. Число «зеленых ростков» увеличивается.

Из крупных отраслей, наиболее существенно темпы падения замедлились в добыче основных видов топливно-энергетических полезных ископаемых, в химии и нефтехимии: с минус 4% год к году до минус двух процентов. Средний спад по основным видам пищевой промышленности уменьшился с минус 2,9% до минус 1,9%, еще более значительно замедление темпов падения в производстве одежды и обуви.

Значительное изменение ситуации в машиностроении обусловлено динамикой выпуска турбин, на сей раз не гидравлических, как в июне, а паровых: в июле - прирост 82,6 п.п., в июне - спад 65,9 п.п.

Но в ключевых секторах, с наибольшей силой тянущих промышленность вниз, - деревообработке и ЦБП, стройматериалах, производстве транспортных средств и электроэнергии - темпы падения сохранились на прежнем уровне.

СНОВА ПОМОГЛА КОНЪЮНКТУРА

Замедление спада можно было ожидать уже на основании июльских опросов «Института экономики переходного периода» (ИЭПП), когда очищенные от сезонности данные по выпуску показали нулевой темп снижения выпуска в июле, что является лучшим значением этого индикатора с октября 2008 г.

Во-первых, они показали, что спрос продолжил снижаться, но далеко не так интенсивно, как в IV кв. 2008 г и I полугодии 2009 г. Дело, прежде всего, в оживлении экспорта, так как внутренний спрос лишь ускорил падение: инвестиции в основной капитал снизились на 20% год к году, против 16% падения в первом квартале, а расходы домохозяйств увеличили темпы падения в два раза - до 6% .

Что касается экспорта, то в июле, видимо, продолжились тенденции второго квартала, когда рост мировых цен на сырье от январских минимумов и признаки стабилизации положения в мировой экономике привели, по расчетам «Центра развития», к трехкратному уменьшению темпов падения физических объемов российского экспорта - с 15% до 5% годового падения.

По данным опросов в июле улучшилась также динамика запасов и занятости. На фоне огромного отрицательного вклада сокращения запасов в падение ВВП во втором квартале (почти 12 п.п. сокращения запасов и 10,9% падения ВВП) приближение их к норме может служить причиной улучшения производственной динамики. Ведь сама по себе динамика внутреннего спроса и чистого экспорта, то есть компонентов ВВП без учета динамики запасов, была отрицательной в первом квартале (минус 1,3%), а во втором уже стала положительной - плюс 0,9%!

МЕЖДУ ПЕССИМИСТАМИ И ОПТИМИСТАМИ

Все это значит, что если запасы перестанут сокращаться, то произойдет быстрый переход от двузначного к однозначному падению экономики и ее ключевого сегмента - промышленности. А вот на рост, даже слабый, рассчитывать не стоит, несмотря на повышение спроса в последние месяцы.

Иссякнут запасы не только отечественной, но и импортной продукции. А значит, того огромного падения импорта, которое мы наблюдаем, уже не будет. С нынешних темпов сжатия импорта на уровне 38% год к году мы придем к 20 - 25%. А это значительно уменьшит положительный вклад чистого экспорта в ВВП - на 2,5 - 3,5 п.п.

В случае если фактор истощения запасов «выстрелит», российская промышленность может перейти к темпам падения экономики и промышленности в 4% или даже чуть меньше в годовом выражении. Но все-таки это - сценарий для завзятых оптимистов.

Положительные конъюнктурные июльские изменения, по мнению экспертов ИЭПП, которые опрашивают руководителей предприятий, «не нашли закрепления в планах на ближайшие месяцы. Это говорит о неуверенности предприятий в сохранении положительных изменений июля».

А это значит, что даже если верить оптимистичной статистике последнего времени, предприятия, опасаясь второй волны кризиса, скорее всего, продолжат сокращать запасы и дальше, вместо перехода к наращиванию выпуска.

Именно так они делали после кризиса 1998 г., даже через много месяцев после того, как экономический рост возобновился. Сейчас ни роста инвестиций, ни роста расходов домашних хозяйств не предвидится, а значит, нечему будет поддержать рост экономики.

Впрочем, полное отсутствие факторов, на которые промышленность сможет опереться при восстановлении, - это уже сценарий для завзятых пессимистов. На практике чаще бывает, что реализуется промежуточный вариант. Для России этот промежуточный вариант будет означать замедление спада промышленности до 7 - 8% во втором полугодии.