Сторонники власти - никчемные и несчастные персонажи

Нынешний август, в отличие от прошлогоднего, пока не принес больших потрясений. А это всегда способствует рефлексии. Десятилетку Путина обсудили со всех возможных сторон. В то числе и в качестве десятилетки Суркова. То есть вроде как идеолога.

Но одна тема, имеющая прямое отношение к самоидентификации российских интеллектуалов, в СМИ не попала, а осталась исключительно в блогосфере. Один из известных блоггеров вполне справедливо отметил, что «самые никчемные, неустроенные и несчастные персонажи сегодня – это лоялисты (те, кто позиционирует себя как сторонников власти)». Их основное занятие – «лоялистические писания про политику».

Несколько дней блогосфера обсуждала это. И вот, что самое интересное, – люди, которым по статусу положено быть лоялистами, от этого звания открещивались. Делали это тяжело и многословно. И вообще никто не хотел показаться верным путинцем, полностью поддерживающим и одобряющим. Даже те, кто вроде бы поддерживает и одобряет. Доходя порой до идиотизма. Вот тот член правления «Молодой гвардии «Единой России», на которого я только что сослался, он недавно поддержал все эти игры власти с историей, заявив: «У нас очень много острых углов в истории, и надо уберечь гражданина России от того, чтобы он постоянно натыкался на эти углы.

История должна стать дружелюбным рассказом, максимально избавленным от того, что может вызвать яростные споры».

То есть никто себя в «никчемных, неустроенных и несчастных персонажах» узнавать не захотел. «Я не такая – я жду трамвая!» – заверещали они, стоя посреди улицы, по которой трамваи никогда не ходили. И почти никто (было одно приятное исключение) не обратил внимания на главный тезис блоггера, поднявшего всю эту бучу: политической системе вообще не нужная лояльность. Ей вообще ничего не нужно, добавлю я. Точнее сказать, никто не нужен.

Разговор о лояльности – это, на самом деле, рассуждения совсем о другом. О том, что политическая система не признает самого понятия «договор». Ведь недаром же словосочетание «общественный договор» лучше не произносить при идеологических кураторах. Бессмысленно обсуждать, почему власть плохо кормит тех, кто ее поддерживает. Гораздо важнее осознать, наконец, что даже те, кому что-то перепало, для нее не люди, не партнеры, не равноправные субъекты.

И потому, действительно, кто ж его знает, как нынче карьеры-то делать.