ДТП в России: нужно ли вводить чрезвычайное положение?

На модерации Отложенный

После страшных автомобильных аварий, произошедших на дорогах РФ за последние дни, Комиссия Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов инициировала экстренное заседание ОП. Речь на нем пойдет о том, как можно снизить аварийность и заставить участников дорожного движения уважительно относиться друг к другу. Своим видением проблемы с газетой ВЗГЛЯД поделился председатель комиссии адвокат Анатолий Кучерена.

- Анатолий Григорьевич, в четверг состоится экстренное заседание Общественной палаты РФ. Расскажите, о чем на нем будет идти речь?

- Мы не можем оставаться равнодушными к тем страшным трагедиям на дорогах субъектов Российской Федерации, которые произошли за последние несколько дней. Нам кажется, что настала пора экстренно включаться в разрешение этой проблемы, в том числе и через соответствующие общественные структуры, институты гражданского общества и Общественную палату. По нашему представлению, дело тут не только в действующем законодательстве, но и в ряде других важных моментов. Один из таких ключевых моментов - это поведение индивидуального автолюбителя как участника дорожного движения. Поэтому в настоящее время мы изучаем и предыдущие аварии, которые имели место на дорогах России, и аварии, произошедшие за последние несколько дней.

- Вы имеете в виду аварии автобусов?

- Да, мы говорим про трагедии в Ростовской области, а также аварии в других регионах. Нам кажется, что на заседании Общественной палаты необходимо заслушать прежде всего представителей субъектов Российской Федерации для того, чтобы понять, что же у них предпринимается для того, чтобы работать на упреждение таких ситуаций, а также понять, какая профилактика проводится в этом направлении.

- Анатолий Григорьевич, а как вы считаете, что стало причиной такого всплеска ДТП?

- По моему мнению, в основном такие трагедии происходят из-за беспечности участников движения по отношению к себе, к окружающим и другим участникам движения на дорогах. Тот анализ существующего положения дел, который мы на сегодняшний день имеем, показывает, что в большинстве случаев аварии происходят из-за поведения автолюбителей на дорогах, а также несоблюдения правил дорожного движения. Сюда входит скоростной режим и ряд других вопросов.

Помимо собственно соблюдения скоростного режима существует и ряд других вопросов. В частности, это связано с повышенной утомляемостью водителей, которые работают на большегрузных автомобилях, а также ряд других проблем. К слову, это целый комплекс проблем, которые сегодня нужно оперативно решать. Недостаточно переписать законы, усилить ответственность и при этом полагать, что участники дорожного движения будут вести себя добросовестно и безукоризненно.

Сегодня нужно принимать и ряд других мер, в том числе и через институты гражданского общества.

- Вот вы говорите, что водители-дальнобойщики подвержены повышенному утомлению, поскольку они много времени проводят за рулем. А как эти вопросы решаются, скажем, в странах Евросоюза, где аварийность ниже, чем у нас?

- В Европе эти проблемы решаются по-разному, но в любом случае если у водителя законодательно установлен рабочий день семь или восемь часов, то эти вопросы беспрекословно соблюдаются. Если же права водителя нарушены, то европейские профсоюзы очень активно реагируют и работают с руководителями предприятий, вне зависимости от их организационно-правовой формы. В этом смысле у них закон работает очень четко, и любой работодатель знает, что не может нарушить права работника, поскольку за это он будет наказан «рублем», а также будет подвергнут общественной «порке» со стороны тех же профсоюзных организаций.

- Давайте вернемся к России. На сегодняшний день ситуация такова, что фактически на наших дорогах существует двоевластие: дорожные службы отвечают за состояние дорожного полотна, а ГИБДД - за безопасность движения. Как вы считаете, нет ли необходимости создать единую дорожную структуру, отвечающую за российские дороги и безопасность на них?

- Я был инициатором того, чтобы была создана отдельная структура, которая отвечала бы за организацию дорожного движения. В свое время я даже писал письмо премьер-министру Фрадкову, в котором было обосновано, почему на сегодняшний день такой орган необходим. К сожалению, такой структуры в России сегодня нет. Сегодня есть ГИБДД, департамент Министерства внутренних дел, который отвечает за безопасность дорожного движения, а органа, отвечающего за организацию дорожного движения, нет. А ведь это очень важный вопрос: когда что-нибудь происходит, то мы говорим: «Гаишник плохой». Вообще, когда что-то происходит в обществе, мы киваем на гаишника. Давайте уже перестанем лукавить: сотрудник ГИБДД отвечает за общественный порядок на дорогах, но к работе он подключается лишь тогда, когда случилась страшная авария и погибли люди. Но ведь для того, чтобы избежать массовой гибели людей на дорогах, в России нужно вводить чрезвычайное положение. Кто отвечает за человека, который садится за руль?

Когда я запросил в ГИБДД статистику по тем, кто непосредственно совершает ДТП, то выяснилось, что среди них есть наркоманы, есть алкоголики. Откуда инспектор ГИБДД, который стоит на трассе, может знать, кто сидит за рулем? Откуда ему знать, вменяемый водитель или нет? Есть очень много вопросов, которые нужно обсудить, и мы намерены обсуждать их на заседании в четверг.