Дело Гонгадзе: спасательный круг для \"хромой утки\"?
На модерации
Отложенный
Чем ближе президентские выборы на Украине, тем мощнее накатывает на избирателей вал компромата, слухов и домыслов. По сути патовая ситуация, в которой оказались основные претенденты на украинский «престол» (ни один не набирает квалифицированного большинства голосов с первого захода), заставляет их самих и команды проявлять буквально чудеса пропагандистского творчества. Например, глава Партии регионов Виктор Янукович, загоняя в угол правительство Юлии Тимошенко ее же методами, несмотря на кризис, требует немедленного повышения пенсий и зарплат, блокируя ради картинки в телевизоре трибуну Верховной Рады. Самый молодой соискатель, Арсений Яценюк, создав неправительственную организацию «Фронт перемен», работает по западному методу — его газеты с платными агитаторами и щиты с фотографиями заполонили всю Украину.
Но в самом трудном положении спустя пять лет после «оранжевого» Майдана оказался президент Виктор Ющенко, «хромая», по политической терминологии США, «утка» в конце своего срока полномочий. Пейзаж после его руководства страной — как внутренний, так и внешний – настолько удручающ, что только ему одному, видимо, и непонятно: он тотально непроходная кандидатура на это вожделенное место.
Впрочем, похоже, что многие политологи, решительно отказывающие Ющенко в еще одном сроке, поторопились. Новость, которая в последние дни заполонила все украинские СМИ, выплеснувшись и за пределы страны, указывает на то обстоятельство, что за уверенностью «хромой утки» стоит какое-то пока еще не известное избирателям ноу-хау, которое, как надеется Ющенко, поможет ему и во второй раз занять главное место на властном Олимпе. Недавний приезд вице-президента США Джозефа Байдена в поддержку действующего президента в этой комбинации — всего лишь некое вспомогательное звено.
Похоже, имя этого ноу-хау укладывается в одно незвонкое, но знаковое для всей украинской политической элиты слово: Пукач. Алексей Пукач — генерал МВД, который на днях был арестован чуть ли не в прямом телеэфире в деревне Молочки Житомирской области, и который, по словам сотрудников СБУ, уже признался в том, что он лично причастен к убийству журналиста Георгия Гонгадзе в 2000 году, назвал его заказчиков и даже готов показать место, где закопана отрезанная голова несчастного. Эта новость буквально взорвала информационное пространство Украины.
Известно, что после жестокой расправы с редактором интернет-газеты «Украинская правда» Георгием Гонгадзе (кстати, в то время газета отнюдь не была в жесткой оппозиции, как сейчас пытаются представить) и возбуждения уголовного дела по этому факту в Украине случилось еще несколько знаковых смертей — таинственные заказчики убийства журналиста убирали «посвященных». Один из них — генерал МВД Алексей Пукач — пустился в бега. За прошедшие годы СМИ время от времени сообщали, ссылаясь на анонимных свидетелей, что его видели то в США, то на Донетчине, то даже в Киеве.
В 2004-2005-м годах «дело Гонгадзе», из которого сделали символ борьбы с прогнившим и скомпрометировавшим себя режимом Леонида Кучмы, стало разменной политической монетой. В том числе и благодаря обещанию раскрыть это жестокое убийство, а бандитов «посадить на нары», случился третий тур последних президентских выборов, принесший победу Виктору Ющенко. Собирая награды и аплодисменты по Европам, прогрессивный, как тогда многие думали, президент обещал раскрыть это дело за полгода.
И вот, не прошло и пяти лет, как страну поразило известие: беглый милицейский генерал Пукач, оказывается, все это время жил в деревне в 150 км от своей бывшей конторы, разводил коров и сажал огород, а в свободное от сельхозработ время смотрел телевизор и ловил с новыми друзьями-односельчанами рыбу в местных прудах. Видимо, он так сильно нужен был властям, что они годами в упор не замечали его, как говорится, буквально под носом.
В пользу этой версии говорит и тот неизвестный пока широкой публике факт, что главный редактор одного из правозащитных житомирских интернет-изданий Виктор Свобода пытался донести до заинтересованных лиц, включая вдову покойного Мирославу Гонгадзе, значительные и немаловажные факты. Они стали известны ему волею журналистского случая, который свел его «с человеком, возможно, одним из последних видевшим журналиста Гонгадзе живым». Во время той встречи визави Виктора Свободы, имя которого он пока не разглашает, «припоминал ужасные подробности тех страшных событий, называл имена, обстоятельства, предоставлял документы».
Это случилось, как говорит журналист, более года назад. Дальше история развивалась так: «Я считал, что не имею морального права разглашать эту информацию без согласия с вдовой погибшего журналиста Мирославой Гонгадзе.
Зная, что она работает в украинской редакции «Голоса Америки», написал письмо в адрес ее программы и послал по электронной почте. Объяснил, что у меня есть информация о неизвестных обстоятельствах смерти Георгия, и что я хотел бы обсудить это с Мирославой. Ответ меня удивил: представители редакции писали в ответ явные глупости, мол, «сначала дайте нам информацию, а мы уже сами ей передадим». По словам журналиста, после этих контактов он заметил за собой «внешнее наблюдение, а коллеги предупредили о том, что некоторые структуры попытаются уничтожить меня физически».
Зайдя в тупик в переписке с коллегами Мирославы Гонгадзе из «Голоса Америки», а также, видимо, опасаясь за свою жизнь, Виктор Свобода обнародовал свою журналистскую тайну после того, как поблизости от Житомира был неожиданно задержан разыскиваемый вот уже пять лет беглый генерал МВД Алексей Пукач.
Из почти часовой аудиозаписи, выложенной Свободой на сайте, следует, что его собеседник встречался с Георгием Гонгадзе 6 сентября 2000 года в Житомире. Журналист прибыл туда, проводя расследование о коррупции среди высоких житомирских чинов, нити которой, по его мнению, тянулись в Киев. Речь шла о деле, которое должно было рассматриваться в одном из житомирских судов 9 сентября 2000 года. Визави Свободы утверждает, что во время разговора с Гонгадзе в сквере к ним подошли неизвестные в камуфляжной форме, которые, представившись представителями правоохранительных органов, попытались арестовать Гонгадзе. Когда журналист оказал сопротивление, один из напавших ударил его армейским ножом по затылку. Истекая кровью, Георгий крикнул своему собеседнику: «Беги!». В это время «правоохранители» тащили его в машину, что стояла неподалеку.
Когда же 9 сентября Георгий не явился, как обещал, на суд, а в прессе появились сообщения об его исчезновении, собеседнику Свободы, как он утверждает, стало ясно, что к исчезновению журналиста имеют отношение именно те люди, которые, избив его, тащили к машине. Из рассказа неизвестного свидетеля следует, что позже он идентифицировал одного из них по голосу, а также имел разговор с водителем, который якобы «отвозил труп тогда ночью из Житомира в Киев» по просьбе милиции и сам позже опознал место, где было закопано тело журналиста. Именно с 6 сентября 200 года Георгия Гонгадзе никто живым не видел.
Возникает вопрос: как же при таких обстоятельствах сам собеседник Гонгадзе остался в живых? Ведь многие, кто был так или иначе причастен к этой до сих пор туманной истории, просто исчезли. Вот как объясняет это сам свидетель: приблизительно через месяц после события к нему приехал представитель из Генеральной прокуратуры Украины с предложением, от которого, в силу обстоятельств, он не смог отказаться. Его доставили в Киев в СБУ, где его неправдивая запись о том, что Гонгадзе жив, и что он с ним общался не так давно, стала залогом его и родных безопасности. «У меня не было на то время другого выбора, — приводит слова своего собеседника Свобода, — если бы я отказался, то меня убили бы и семью уничтожили».
Теперь же, спустя годы, неизвестный публике свидетель, который назвал в частной беседе журналисту также и имена людей, которые, по его мнению, убили Гонгадзе, решил исповедоваться. Он согласился, чтобы его рассказ стал публичным, потому что «молчать больше не может, совесть не позволяет спокойно наблюдать за тем, как преступники во главе с руководством страны пытаются снова использовать имя журналиста Георгия Гонгадзе в своих предвыборных интересах» — «убили, чтобы прийти к власти, а «расследуют», чтобы при власти остаться».
По стечению новых чрезвычайных избирательных обстоятельств Пукача нашли именно тогда, когда жареный петух клюнул «хромую утку». По мнению политологов, «дело Гонгадзе», по-видимому, снова должно сыграть свою позитивную роль в спасении рейтинга и шансов президента Ющенко на выигрыш в начинающейся избирательной гонке.
Каким образом? Во-первых, может быть выполнено (насколько качественно и справедливо — это уже другой вопрос) обещание раскрыть и наказать преступников. Во-вторых, может вдруг оказаться, что в убийстве Гонгадзе «замешаны» самые рейтинговые претенденты на пост президента. И тогда, ясное дело, они будут сняты с гонки.
Однако, судя по абсолютно эксклюзивной информации житомирского оппозиционного журналиста, спасательный круг может и сдуться, потащив на дно тех, кто второй раз пытается использовать «дело Гонгадзе» для накачки политического рейтинга.
«Росбалт» предлагает читателям аудиозапись разговора журналиста Виктора Свободы с пока неизвестным свидетелем по делу об убийстве Георгия Гонгадзе (беседа ведется на украинском языке).
Комментарии