Призывает ли Библия к геноциду?
На модерации
Отложенный
Но Закон – это еще не самое шокирующее место Священного Писания... Гораздо труднее современному человеку принять и понять повествования о том, как израильтяне истребляли мирное население, как утверждает Библия, по прямому приказу Бога. Неужели это правда? И как это можно объяснить?
Иисус Навин, Илия, Ииуй...
Стоит для начала посмотреть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких событиях? Прежде всего, разумеется, в книге Иисуса Навина. Наверное, если бы среди современных христиан провели голосование: какую книгу убрать из Библии – подавляющее большинство голосов набрала бы именно она. “В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом... никого не оставил, кто бы уцелел и избежал; и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и взяли ее и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней” (Ис.Нав. 10, 28-30).
На современном языке это называется геноцидом, за это сегодня судят в международных судах. Но тогда, оказывается, Иисус Навин действовал в полном соответствии с Божьей волей: “А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души” (Втор. 20, 16).
Нечто подобное мы встречаем и на страницах других книг Ветхого Завета... Пророк Илия состязается со жрецами языческого божества Ваала и после победы над ними убивает их всех (3 Цар. 18). Впрочем, не приходится сомневаться, что и они поступили бы с ним точно так же , если бы оказались победителями. А царь Ииуя вообще собрал всех пророков Ваала и перебил их безо всяких состязаний (4 Цар. 10).
Почему же столько крови?
С одной стороны, не стоит забывать, что для типичного язычника самым истинным будет не тот бог, который говорит о милосердии, а тот, который окажется сильнее. Вот характерный рассказ о соперничестве язычества и христианства на Алтае, переданный немецким этнографом XIX в. В.В. Радловом (“Из Сибири. Страницы дневника”. Москва, 1989, с. 181): «Мой хозяин рассказал мне, что однажды он ночевал в юрте, где шаман проделывал свои фокусы. Обведя вокруг юрты магический круг, он вошел в нее, но тотчас же выскочил обратно, как бы влекомый невидимой силой; на улице он тотчас впал в исступление, непрерывно крича: “В юрте лежит чужой человек, а на груди его – раскаленный уголь, он обжег меня”. А рассказчик носил на груди образок, подаренный ему отцом Макарием» (речь идет о преп. Макарии Глухареве, просветителе Алтая).
Нечто очень похожее звучит и в рассказе о том, как филистимляне взяли в плен главную святыню израильтян, Ковчег Завета, и отнесли его в храм своего главного божества, Дагона. На следующее утро они обнаружили, что его статуя лежит поверженной перед Ковчегом (1 Цар. 5).
Нравственное превосходство христианства над шаманизмом, богословские тонкости, литургические красоты, – все это не представляется язычнику сколь-нибудь важным и существенным до тех пор, пока он не убедится, что маленький образок способен лишить силы шамана, который до сих пор казался ему самым могущественным человеком на свете. Только подобная победа открывает врата проповеди, только она способна придать вес словам и о нравственности, и о богословии, и о литургии. Преп. Макарий, разумеется, не убивал шаманов, но во времена Илии всем было ясно, что этот богословский спор может решиться только со смертью одной из сторон.
“Они понимают только силу,” – говорили колонизаторы о “дикарях”. Конечно же, это неверно. Но верно другое: бессилия они действительно не понимают. Миссионерам в Новой Гвинее, например, приходилось сталкиваться с тем, что история о распятом Христе не вызывала у местных племен совершенно никакого сочувствия и уважения. Он был убит, значит, Он проиграл, не смог постоять даже за Себя Самого – ну и чем тогда Он может помочь нам?
И для того, чтобы быть услышанными, проповедникам Единого Бога нередко приходится убеждать людей прежде всего в Его силе, Его безусловной способности одержать верх над языческими божествами. Но... не за счет же мирного населения, как Иисус Навин – хочется тут возразить. И поэтому нам придется разбираться дальше.
Как воевали в те времена
В описываемое в книге Иисуса Навина время истребление побежденного врага было нормой, а не исключением. Полководцы древности рассмеялись бы, читая Женевскую конвенцию, требующую гуманного обращения с военнопленными. Вот, например, как описывал свои славные подвиги ассирийский царь Ашшурназирпал II: “Множеством моих войск город я осадил и покорил, шестьсот бойцов сразил оружием, три тысячи пленных сжег в огне, не оставив ни одного из них в заложники. Их тела я сложил башнями, их юношей и девушек сжег на кострах. Их начальника поселения я ободрал, кожей его одел стену города. Другое поселение в окрестностях я покорил, пятьдесят их воинов сразил оружием, двести пленных сжег в огне...” И так до бесконечности; обратите внимание, что он этим хвастается.
Может, он был маньяком? Отнюдь нет. Рельефы и рисунки практически всех древних народов показывают нам царей, которые заносят орудие убийства над поверженными врагами: связанными, безоружными, обнаженными. В таком убийстве победители видели проявление своего величия и могущества.
Глядя на эти изображения, читая эти хроники, начинаешь понимать, как много нового принесла книга, в самом начале которой человек назван образом и подобием Бога (иконой, говоря современным языком), а его убийство объявлено преступлением. И этой книгой была Библия. Мир, в котором на протяжении веков звучала библейская проповедь, неузнаваемо изменился. И если Гитлер и Сталин творили зверства, сравнимые по жестокости с ассирийскими, они никогда не подумали бы этим хвастаться.
Более того, сегодня мы видим, что современные случаи массового убийства мирных жителей (Освенцим, ГУЛАГ, Хиросима) становятся “болевой точкой” лишь в тех странах, которые выросли на библейской традиции. Кто в Турции вспоминает про геноцид армян в 1915 году? В Японии – про зверские убийства китайцев в 1930-е и 40-е годы? Практически никто. И не потому, что турки или японцы черствее немцев или русских, а потому, что их традиционная культура не основана на библейской заповеди “не убий”, на видении человека как образа Бога, которое принес в мир именно Ветхий Завет.
И все-таки это не снимает проблемы... Допустим, отвратительный обычай расправляться с пленными и мирным населением был настолько привычен, что Господь на тот момент не счел нужным его отменять. Но почему Он призывал ему следовать?
Что такое “мирное население”?
Давайте на время отвлечемся и обратимся к недавнему опыту Второй мировой войны. Мирные жители гибли тогда не только в фашистских концлагерях, но и под бомбами союзников. До сих пор идет спор, насколько оправданны были атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки: да, они привели к страшным жертвам, но если бы их не было, говорят американские военные историки, Япония бы не капитулировала, США и СССР пришлось бы высаживать десант на Японские острова, и жертв было бы еще больше.
Впрочем, и обычные бомбы, сброшенные на военный завод, вокзал или склад – разве не убивали они мирных жителей?
Даже снайперская пуля в окопах Сталинграда обрывала жизнь человека, который лично, может, и не был повинен в злодеяниях нацистов и у которого остались дома жена и дети. Но мы готовы оправдать эти жертвы, потому что понимаем: нацистская военная машина должна была быть сломана любой ценой. Жалость к одному конкретному немцу означала бы гибель и рабство для тысяч людей.
В войне с коренными народами Палестины израильтяне, конечно, не применяли оружия массового поражения. Но ведь и сражались они не столько с армией, сколько с целой цивилизацией, которая должна была быть уничтожена, как в наше время Третий Рейх. И здесь военная победа легко могла привести к религиозному и культурному поражению, как не раз случалось в истории: победители постепенно и как-то незаметно для себя перенимали культуру, традиции, обряды, даже язык побежденных...
Так что же это были за обряды? И Библия, и археологические находки, и древние историки свидетельствуют, что традиции хананеев включали принесение в жертву собственных детей, не говоря уже о сексуальных оргиях, связанных с культами плодородия. Древние римляне вовсе не были сентиментальным народом, но жертвоприношения детей у карфагенян (народа, близко родственного хананеям) вызывали у них омерзение; и именно они стали одним из главных аргументов, почему “Карфаген должен быть разрушен”. Не просто завоеван и подчинен, как прочие города, а разрушен, уничтожен – и когда город был взят, с ним так и поступили. Даже территорию его распахали плугом, чтобы показать: такого города больше не должно быть на свете.
Точно так же относились древние израильтяне к местному населению Палестины. Еще Аврааму было сказано, что его потомки овладеют этой землей, но не сразу, поскольку “мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась” (Быт. 15, 16). То есть Бог ждал перемен к лучшему долгие столетия, Он назначил некую невидимую черту, “меру беззакония”, за которой всю эту цивилизацию ждало уничтожение. И вряд ли это можно назвать слишком жестоким: дурная бесконечность греха была бы намного хуже.
По отношению к хананеям израильтяне в данном случае выступили как “бич Божий” – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграют ту же роль по отношению к самому Израилю. Но дело не только в наказании: Израиль должен был оградить себя от всех мерзостей местной религии. Кочевые скотоводы-израильтяне просто растворились бы в изысканной городской цивилизации Палестины, намного превосходившей их по своему культурному уровню. В результате учение о Едином Боге было бы утрачено человечеством. Словом, если бы эти народы не были истреблены, то еще долгие века, возможно, и по сей день, люди приносили бы в жертву идолам своих детей и считали бы это высшей формой религиозности. Было бы это гуманнее?
Херем, он же анафема
Итак, когда израильтяне истребляли хананейские города, речь шла не просто о проявлении “молодецкой удали” и даже не о наказании, а о чем-то гораздо более важном и серьезном. Чтобы понять это, взглянем на рассказанную в 7-й главе книги Иисуса Навина историю человека по имени Ахан: он польстился на часть иерихонской добычи (красивую одежду, золото и серебро) и приберег их для себя. Но Господь наслал на израильтян военное поражение и объявил: “заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоими, доколе не отдалишь от себя заклятого”.
Слово “заклятое” на древнееврейском языке звучало как “херем” (его арабский эквивалент вошел в русский язык как “гарем”, то есть нечто запретное для всех, кроме одного человека). А в древнегреческом переводе появилось такое знакомее нам сегодня слово “анафема”... Что же это такое?
Это слово означает не что иное как жертвоприношение: нечто целиком, полностью и навсегда отданное Богу. Оно изымается из повседневного обихода и человек больше не имеет права этим пользоваться. Это могли быть участок земли или животное, которое в таком случае приносилось в жертву. Но в данном случае речь шла о целых городах. Израильтянам было сказано: вам не принадлежит ничего из завоеванного, все это отдается Господу. Ни одна живая душа, ни один предмет из этих городов не могли остаться у израильтян, как при чуме или радиоактивном заражении. В те суровые времена это означало одно – тотальное истребление.
Конечно, в наши дни, когда кого-то предают церковной анафеме, его не убивают, но говорят примерно то же самое: этот человек не имеет к нам никакого отношения, пусть Господь поступает с ним , как сочтет нужным (примерно так использовал это слово и апостол Павел, например, в 1 Кор. 16, 22).
Это разительно отличается от того, что делали и чем хвастались ассирийские цари.
Чему учит книга Иисуса Навина?
Конечно, это далеко не единственное возможное толкование этой непростой книги. К сожалению, на протяжении истории люди не раз с легкостью цитировали ее в оправдание своих собственных завоеваний. Например, североамериканские колонисты часто видели себя израильтянами, отвоевывающими у нечестивых туземцев свою “землю обетованную”. Этим и объяснялась отчасти их жестокость по отношению к индейцам.
Да и в современном государстве Израиль нередко вспоминают Ешуа Бен-Нуна (так звучит имя Иисуса Навина на древнееврейском) в связи с вопросом о государственных границах: раз он эту землю отвоевал, значит, она навеки наша, а кто с этим не согласен, пусть убирается подальше.
Разумеется, такое прочтение очень далеко от изначального смысла книги. Да, в ней проводятся границы – но только для своего времени; да, в ней предписывается истребление народов – но только этих конкретных народов, давно исчезнувших с лица земли. Да и не про то, в сущности, книга... Чему же учит она в первую очередь?
“Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево”, – так Господь говорит Иисусу (Ис. Нав. 1, 6-7). С этого призыва начинается эта книга, а вовсе не с призыва уничтожать всё живое, хотя сегодня чаще всего вспоминают именно о нем.
Израильтяне – пожалуй, впервые в мировой истории – отказались истреблять врагов по собственному почину, передав решение в руки своего Бога. Да, они вели кровавые войны, но это были “войны Господа”, войны с теми, кто выступал как Его враг. Если они вторгались в чужую землю, то не потому, что земля эта им очень понравилась, или ее обитатели чем-то их обидели, а потому, что так велел им Господь.
И совершенно неправы те, кто приводит эту книгу в оправдание собственных военных кампаний: то, что было сказано Иисусу Навину в конкретной исторической ситуации, распространять на другие времена и другие народы ни у кого права нет.
От Иисуса Навина до Иисуса Христа, давшего нам заповедь “подставь другую щеку”, предстоял еще очень долгий путь, но очень важный шаг на этом пути был сделан. И в книге Иисуса Навина много раз мы встречаем фразу “будь тверд и мужествен”. Современные христиане часто забывают эти слова. Но во все времена бывают моменты, когда верующему нужно быть не созерцателем, а воином. Этому и учит книга Иисуса Навина.
Комментарии
А церковь - гениальный способ выкачивания денег из малообразованных людей.
Комментарий удален модератором
"29 И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее.
30 И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.
31 А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим."
Вторая книга Царств. Глава 12. Стих 31
http://www.rusbible.ru
И какое после этого право имеют евреи вопить про "холокост" и осуждать немцев?
Народ Израиля не евреи. Ага. Папа еврей, мама еврейка, а дети русские. Это как же так не евреи, если для получения гражданства этой, с позволения сказать, страны нужно документально подтвердить свое еврейство? А кто народы мира для религиозных иудеев? Гои, т.е. в мягком значении слова - неевреи. А в буквальном значении слова - скот, не люди.
Итак, резюмируя, я никого не ненавижу, я во всем разобрался, у меня нет лишней злости и она мне не мешает, я хочу все знать. Вам есть что сказать? Только, если можно, аргументированно. Не надо писать, что я дурак и ничего не понимаю, а вот как пойму, так и придет мне счастье.
Если все так, как вы говорите и это всего лишь метафоры, то почему евреи воспринимают это учение буквально? Относятся к гоям как к скотине, запрещают смешанные браки, позволяют себе обирать народы, среди которых живут. Хорошо, предположим, что евреи - это и есть душа человечества, что им заповедано богом победить телесное и возвысить все человечество духовно. Только вот что-то с духовностью у евреев не очень как-то... Типичные еврейские черты это что? Хитрость, переходящая в коварство, жадность вкупе со стяжательством, жажда наживы и презрение к инородцам. Как-то не очень духовно, не находите?
И еще такой вопрос возник: что же это за священная книга такая, которую уже столько тысяч лет толкуют и никак истолковать не могут? Уж две религии новых из нее выросло, не считая всяческих конфессий и церквей, а все никак договориться не могут, как же правильно толковать. Почему в Ведах, например, нет таких геморроев, почему там все написано простым и понятным языком?
О каких евреях Вы говорите? В этом этносе – также есть сочетание народа Израиля и народов мира, как и в русских и в чукчах. Об этносе еврейском можно поговорить отдельно. И у иудеев, евреев хватает таких же людей, как и у нас. Им тоже так «удобнее» читать Тору! Они также многие не понимают её внутренний смысл! Поэтому не удивляйтесь. И то, что делают евреи – никоим образом к Торе не относится! Тора этому не учит! Конечно же Вы абсолютно правы, что эти действия – не духовные. А наоборот – это скотские действия. Но и здесь нет смысла вести дискуссию, потому как придём в тупик – ведь Вы согласитесь, что нетерпимости к «инородцам» у всех народов – в избытке.
Четыре раввина гуляли по полю и спорили насчет одного метса в священном писании. Причем трое были убеждены в одном толковании этого места, а один в другом. Они очень яростно дискутировали и никак не могли убедить друг друга в своей правоте. Наконец, тот раввин, что был в меньшинстве, воздел руки к небесам и воскликнул:
- Господи! Дай знак, что я прав!
И тут же с неба ударила молния прямо к его ногам.
- Ну и что?- сказали остальные раввины,- Вон, тучка на небе. Не мудрено, что молнии бьют.
Тогда раввин снова воздел руки и опять попросил у бога знака. Молния ударила в дерево и оно сгорело за доли секунды.
- Ну и что? Гроза, молнии бьют, одна в дерево попала. Бывает.
В третий раз воздел раввин руки к небу. Разверзлись небеса и глас божий прогрохотал:
- ОН ПРАВ!!!
- Ну и что? Все-равно нас трое против двоих.
Вообщем, Вы правильно всё поняли. Для окончательного «понимания» просто еще раз уясните :народ Израиля – это не обязательно «материальный» этнос евреев! Т.е. народом Израиля может быть любой человек любой национальности. Если он идёт по пути прямо к Богу – то он – принадлежит народу Израиля. Если нет – народу мира. Конечно же, это очень обобщенная формулировка, но она хотя бы дает первое: Тора дана всем людям. А уже от людей зависит к какому «народу» примкнуть. Конечно же, Творец любит народ Израиля (ту часть, которая стремиться к Нему). Но это не значит, что Он призывает уничтожать реальных людей в нашем, материальном мире, евреев или грузин, не важно. Думаю, что Вы примерно хотя бы поняли. Надеюсь, у Вас теперь будет несколько другой взгляд на обывательское толкование «знатоков» Библии. Кстати, это у русских Ветхий Завет. Вообще, правильное название Вечный Завет. Но это другая тема.
Кстати, понял - не значит принял. Я всего лишь понял вашу точку зрения, но сам пока остаюсь при своей. Потому как не пойму, почему для того, чтобы забить гвоздь, надо выкопать яму. Это к вопросу о толковании и спрятанном смысле.
А священная Книга – это Тора. Ключ к пониманию Торы находится в самой Торе – это наука каббала. Каббалу так и называют –сердце Торы.
Христианство это религия рабов, и сами евреи её не принимают. По большому счёту всё христианство - это один большой кусок говна. Видимо по этому большинство русских на каком-то генетическом уровне отвергают данное лживое учение.
Стоит задуматься, почему жидовласть так активно пытается внедрить данную религию в социальные и общественные институты светского общества, начиная со школ - с наших детей.
Библия написана так называемым "языком ветвей", где нашим, земным языком описываются Законы, взаимодействия так нвзываемых Духовных сил, объектов ( неощущаемых ПОКА нами), являющихся причинами всего, что происходит в нашем "бренном" мире.
В Науке каббала очень подробно это объясняется. И человек 21 века может и должен не "по детски" воспринимать этот язык, не в средневековых понятиях и представлениях. Сейчас пришло время ясно и точно понимать современному человеку, что же написано в самой известной Книге.
В брошюре "Тайный смысл Библии" - kabbalah.info/rus/content/view/full/4746 достаточно ясно это поясняется. И тогда постепенно исчезают все эти дикие представления.
Кстати, понятие беса появилось только в Евангелиях, в Ветхом завете его нет. Видимо, тоже более позднее изобретение. Зря Лев Николаевич от них бегал.
о Моисее Ветхий З. : был принесён в жертву морскому богу Яма, вырос горбатым колченогим картавым - для внимательно читающих
" Мои христианские чувства указывают мне, что мой Господь и Спаситель -- борец. Они указывают на человека, который однажды, будучи одинок и окружен малочисленными последователями, распознал истинную сущность евреев и призвал людей к борьбе против них, и Он (правда Божья!) был величайшим не только в страдании, но и в борьбе. В безграничной любви, как христианин и просто человек, я вчитываюсь в отрывок, который рассказывает нам, как Господь наконец восстал во всей своей мощи и, взявши плеть, изгнал из Храма порождения ехидн и гадюк. Как прекрасна Его борьба против еврейского яда! Сегодня, после двух тысяч лет, во власти сильных эмоций, я еще более ясно понимаю, что именно для этого Он пролил Свою кровь на Кресте. Как христианин, я обязан не поддаваться обману, но быть борцом за правду и справедливость... Ибо у меня как христианина есть долг перед моим народом." А. Гитлер.
...
Антоним эмиграции — иммиграция, то есть приезд в страну на постоянное место жительства.\"
Википедия.
Попросту говоря, эмиграция -- выезд, иммиграция -- въезд. Независимо от степени добровольности.
Про харю -- совершенно согласен. Именно поэтому совершенно неважно, кем была неизвестная бабушка Гитлера -- на его харе это малозаметно.
"Бог Ветхого Завета — возможно, самый неприятный персонаж в мировой литературе. Ревнивый и гордый этим, мелочный, несправедливый, безжалостный властолюбец, мстительный, кровожадный этнический чистильщик, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, сеющий чуму и смерть садомазохист, капризный, злобный хулиган." Р. Докинз.