Мусульмане и евреи США: гонка за лидером

На модерации Отложенный

Формирование идентичности и социальное самоопределение мусульман отчасти проходит через соотношение самих себя с язычниками, христианами и иудеями. Опыт последних двух общин в последние столетия, особенно для мусульман, проживающих на границах с западным миром, является более актуальным и интересным. Что же касается США, то именно здесь христианская и еврейская общины смогли явить мусульманам наиболее успешные модели социальной и политической самоорганизации.

Оттого сегодня мусульмане США не просто определяют свое место в американском обществе через соотношение самих себя с американскими евреями, но и рассматривают последних, как достойную подражания ролевую модель успешного меньшинства. Данный факт поднимает перед ними вопросы о том, могут ли приверженцы Ислама в Соединенных штатах последовать примеру сограждан-евреев? Что между ними общего, и в чем их различие?

Политический вес

Уже цитировавшаяся нами работа афроамериканского исламоведа Али Мазруи утверждает, что в XXI в. проживающие в США мусульмане получили количественный перевес над американскими евреями. Еще в 2000 г. эти две группы сравнялись по численности. Но хотя мусульмане США численно превзошли евреев и находятся в одинаковых культурных условиях, они обладают неравным политико-экономическим статусом.

Влияние, оказываемое на внешнюю и внутреннюю политику США современными мусульманами, продолжает оставаться ничтожным, по сравнению с теми возможностями, которыми обладают американские евреи. Евреи хорошо представлены в Конгрессе США, в печатных СМИ, на телевидении. У них много представителей на руководящих должностях в сфере университетского образования. И все это, помимо экономической мощи евреев в банковском деле, торговле и производстве.

Американский политолог Ахрар Ахмад утверждает, что в сравнении с заметностью еврейских структур в жизни американского общества, мусульманские организации выглядят явно бледно в их способности влиять на политику США. С его слов, это нашло свое отражение, в частности, в том, что в 108-м созыве Конгресса насчитывалось примерно 11% сенаторов и почти 6% членов палаты представителей – евреев. Евреи представлены и в Верховном суде, и в правительстве, занимают высокие политические посты.

При этом Ахмад утверждает, что хотя и были высокопоставленные арабы-американцы, а Ральф Надер даже выдвигался кандидатом в президенты, мусульман на национальном или государственном уровне практически нет.

Отчасти такое положение, на взгляд Мазруи, существует вследствие того, что у американских евреев достаточно консолидированная идентичность, позволяющая им концентрироваться на стоящих перед ними целях. А также вероятно потому, что они занимают более выгодное в стратегическом отношении положение в экономике, СМИ, системе высшего образования и политическом процессе.

Путь к успеху

Но путь еврейской общины к своему успеху был нелегким. Еврейские иммигранты воспринимали Америку как спасение, страну надежды, но реальность отличалась от мечты. Первоначально большинство иммигрантов были вынуждены работать как дешевая рабочая сила в совершенно непригодных условиях. Только со временем образ жизни американских евреев изменился.

Иосиф Телушкин в своей большой работе, посвященной описанию еврейских общин в разных странах, пишет, что ситуация начала меняться, когда большое число еврейского населения страны стало выбирать свободные профессии в сфере коммерции, производства и науки. Евреи заняли ключевые позиции в сфере искусства, коммуникаций и в области развлечений (кино, театр, музыка). Доля еврейских студентов, заканчивающих университеты, выше доли выпускников среди остального населения Америки.

Количество евреев-сенаторов и евреев-конгрессменов достигло наибольшего значения после выборов в ноябре 1992 года. Множество престижных университетов страны возглавляют евреи. Элементы еврейской культуры уже являются неотъемлемой частью американской жизни. Множество слов из идиша вошло в современную американскую речь.

По словам того же Телушкина, на территории США размещается более 2 тыс. еврейских организаций, более 700 федераций, общин и, конечно, тысячи синагог. Еврейская деятельность проявляется в огромном количестве образовательных и развлекательных объединений. Около 15% еврейских детей посещает еврейские школы.

Американская еврейская пресса также отличается огромным разнообразием. Буквально каждая организация выпускает свое печатное издание. Множество литературы, выпускаемой в США, посвящается еврейской тематике. Почти во всех больших еврейских общинах есть еврейские радиостанции и телевизионные программы.

Раздробленная идентичность

Мусульмане США, как и евреи, не приемлют возможности поглощения их доминирующей христианской и пост-христианской культурой.

И мусульмане, и евреи беспокоятся насчет браков с иноверцами. И мусульмане, и евреи стремятся сохранить определенную степень культурной автономии и своеобразия внутри общей для всех образовательной системы. Однако, на взгляд Али Мазруи, идентичность американских мусульман, в отличие от евреев, раздроблена.

Мусульмане, с точки зрения реакций на общественные дела в США, демонстрируют 4 вида идентичности. Во-первых, общность исторической родины. Американские мусульмане осознают себя, как представителей определенных стран, откуда они происходят. Они отзывчивы на эмоциональные призывы и чаяния, доносящиеся со стран их происхождения, таких как Пакистан, Индонезия, Иран, Сомали или Египет.

Во-вторых, расовый аспект. Сознавая, что в американском обществе расовой принадлежности уделяется определенное внимание, мусульмане США ведут себя с сознанием собственной расовой идентичности. Исторически расовый вопрос имел особую остроту для афроамериканцев, которые в настоящее время составляют около 30% мусульманского населения США.

В-третьих, аспект вероисповедания. Мусульмане США пытаются оказывать воздействие на политику, именно в качестве приверженцев Ислама. В этом плане они действуют через Совет американских мусульман (The American Muslim Council – AMC), штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Данная организация проводит лоббистскую деятельность, как на уровне Конгресса, так и на уровне федерального правительства по широкому кругу вопросов внешней и внутренней политики США.

В-четвертых, аспект гражданства. Американские мусульмане также могут совершенно естественно вести себя как американцы. В качестве озабоченных или патриотически настроенных граждан они способны занимать определенную позицию относительно размера федерального бюджета или по вопросу о том, как бороться с торговым дисбалансом с Китаем.

На пути к общинной консолидации

Конечно, с точки зрения каждой из этих идентичностей (в аспекте происхождения, расовой принадлежности, вероисповедания и гражданства) американские мусульмане в последней четверти ХХ в. стали более организованными и более раскованными, чем прежде. Если, конечно, не считать членов движения «Нация Ислама», которые с момента возникновения организации с 30-х годов ХХ в. не были политически скованными.

Но даже при этом мусульмане США существенно отличаются от евреев. Хотя и американские евреи, и американские мусульмане включают в себя выходцев из самых разных стран, в США евреи стали, в первую очередь, евреями и лишь во вторую – представителями тех стран, из которых они вышли, как, к примеру, Польши, России, Германии и т. д. Ныне польские евреи, британские евреи и евреи из Марокко все идентифицируются, как американские евреи

«Но можно ли то же самое сказать о мусульманах? Сумели ли и сумеют ли выходцы из Пакистана, Египта, Турции стать больше мусульманами, нежели пакистанцами, арабами или турками?» - ставит перед собой и читателями вопросы Али Мазруи. Профессор Ахрар Ахмад отчасти отвечает на этот вопрос. - Отсутствие единства арабов и мусульман, недостаток их представительства в различных учреждениях, где принимаются решения, является серьезным препятствием для достижения ими успехов.

С его же слов, иногда арабские или мусульманские организации пытаются нанять высокопоставленных лиц как своих платных агентов, чтобы влиять на американскую политику. Однако эффективность такого средства сомнительна, потому что эти лоббисты служат лишь интересам стран, которые они представляют, но не общему делу уммы или хотя бы американских мусульман.

Мазруи пытается вывести из этих фактов более щадящий вывод: «Идентичность мусульман США сложилась не так давно, как идентичность американских евреев». То же самое подтверждает Ахрар Ахмад: «Недостаток особых достижений ни коим образом не является виной мусульманских организаций в США». С его слов, им приходится преодолевать невероятные препятствия, вызванные исламофобскими предрассудками, постоянно обороняться и решать множество проблем местного значения.

Кроме того, они все еще находятся на стадии формирования, наращивания социального капитала, консолидации ресурсов и постепенного продвижения в том направлении, в котором они смогут оказывать больший эффект на американский политический процесс. Только таким путем мусульмане смогут упрочить свои позиции не только в США, но и по всему остальному миру.

Автор – старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, к. полит. н.