Индийская и турецкая защита для российского бизнеса

На модерации Отложенный

Россия, несмотря на амбиции ее правителей, относится к государствам с развивающейся экономикой. И состояние малого и среднего бизнеса - ярчайший тому свидетель. А потому опыт развивающихся государств представляет особый интерес.

Сила сжатого кулака

Наша соседка Турция ежегодно принимает на отдых миллионы туристов из стран СНГ. По мнению специалистов, обеспечить качественный сервис туриндустрии помогает хорошо развитый малый и средний бизнес. Правительство страны не жалеет сил на его поддержку. Например, в последние годы активно создаются так называемые организованные промышленные зоны. Их главная цель - объединить малые предприятия в мощные промышленные комплексы, не затрагивая их юридической и экономической самостоятельности.

Организованные промышленные зоны представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни предприятий. Основная задача таких комплексов - предоставить компаниям широкий спектр организационно-технических услуг. Как правило, их создателями и главными инвесторами выступают заинтересованные крупные компании.

Политика, проводимая в настоящее время турецким правительством, направлена на постепенное объединение в организованных промышленных зонах подавляющего большинства действующих в Турции малых предприятий. Чтобы стимулировать их переезд, используются такие пряники, как льготное налогообложение предприятий, льготное кредитование со стороны государственных банков.

Второе направление политики правительства связано с укреплением экспортного потенциала сектора. Этим занимается Центр развития экспорта. Он предложил концепцию создания отраслевых внешнеторговых объединений, или так называемых совместных экспортных компаний. Они могут создаваться с целью организации сбыта однотипной продукции или для создания сбыта разнотипной продукции, но на каком-либо конкретном зарубежном рынке.

Например, совместная экспортная компания ЕGS (сокращенно от \"Производство одежды в Эгейском регионе\") объединяет 358 малых компаний, занимающихся пошивом готовой одежды и расположенных на Эгейском побережье Турции (район г. Измира). Созданная в 1994 г., в первую очередь для наращивания экспорта эгейских производителей одежды фирма EGS за несколько лет многократно увеличила число своих соучредителей, став для них эффективным инструментом реализации их экспортного потенциала, гарантом их стабильности и укрепления имиджа.

Постепенно в структуре EGS были созданы фирмы, занимающиеся транспортировкой и таможенной очисткой грузов, рекламной и туристической деятельностью, производством и торговлей оборудованием для текстильной промышленности, лизингом, инвестиционной деятельностью.

Ставка на интеллект

По другому пути пошла Индия. Развитие малого бизнеса во многом связано с приходом в страну транснациональных компаний (ТНК). Постепенно они стали обрастать периферийной структурой малых предприятий, работающих по субподрядной системе.

Самой распространенной формой сотрудничества крупных иностранных инвесторов и мелких производств стали франчайзинговые договоры. Мелкие предприятия получали лицензию на право выпуска продукции под товарным знаком знаменитых компаний. Взамен ей отчислялся определенный процент от прибыли. Франчайзеры обеспечивали своих партнеров современными технологиями, необходимыми материалами, обучали персонал.

По такому принципу, например, действовала в Индии известная фирма \"Леви Страус\". Еще в 1993 году она заключила с рядом небольших фирм договор на пошив джинсовой одежды под ее маркой. Спустя 4 года ей пришлось расторгнуть контракты с некоторыми производителями из-за несоответствия качества выпускаемой продукции установленным стандартам, так как до 30% конечной продукции выбраковывалось. Дабы не подорвать престиж марки \"Леви Страус\", пришлось усилить контроль над соблюдением технологии производства на остальных предприятиях и увеличить им техническую помощь.

Другим видом сотрудничества иностранного капитала и индийского малого бизнеса стало открытие венчурных компаний.

Небольшие индийские фирмы, имея в портфеле интересные и перспективные проекты, искали себе крупного финансового партнера.

Впрочем, подчас история сотрудничества западных компаний и индийских предприятий приобретала парадоксальный характер. К примеру, специалисты немецкой компании \"Фишер\" (специализируется на выпуске строительных материалов), изучая перспективы своей работы в Индии, обнаружили, что под маркой \"Фишер\" несколько мелких индийских фирм незаконно выпускают качественно новые нейлоновые строительные материалы. Дела предприимчивых дельцов шли в гору, чему способствовало увеличение капитального строительства в стране. Немцы решили действовать прагматично: они не стали обращаться в суд с жалобой, а предложили контрафактникам прямые инвестиции в капитал. В результате после финансовых вливаний левые компании под контролем немцев существенно расширили свои производства, но начали работать уже на законных основаниях.

Иностранный капитал охотно вкладывал деньги в небольшие индийские предприятия. И в первой половине 90-х годов этот сектор находился в приподнятом настроении. Социологическое исследование, проведенное в то время среди 400 владельцев малых промышленных предприятий, показало, что 82% опрошенных считали, что ситуация в малом бизнесе улучшилась. Однако уже спустя 2 года лишь 40% бизнесменов положительно относились к проводимым реформам. Это стало результатом роста опасений, что ТНК поглотят и сами небольшие компании, и их рынки сбыта. Спасением для малого бизнеса стало межрегиональное кооперирование, которое позволяло выдерживать конкуренцию.

В середине 90-х годов Федерация ассоциаций мелкой промышленности Индии выступила за активное использование опыта японской субконтрактной системы, которая позволила японским малым предприятиям на равных конкурировать с американскими и европейскими компаниями. Индийские предприниматели стали отправляться в Европу и США в поисках зарубежных партнеров. Итогом этих вояжей явилось подписание договора об инвестировании мелкой промышленности Индии европейским малым бизнесом.

Есть и другие интересные прецеденты. Например, не так давно руководители штата Хариана (расположен на севере Индии и занимает пятое место по количеству малых производственных предприятий в стране. - \"МБ\") решились на радикальные меры: на развитие сектора мелкой промышленности выделили 85% из всего финансового фонда, приходящегося на промышленность штата. В результате были созданы десятки тысяч новых малых компаний.

Особенно следует отметить огромные успехи, которых достигла страна в налаживании сектора услуг по созданию программного обеспечения. Сегодня Индия - один из лидеров этого направления. Уже в 2003 году экспорт программного обеспечения составлял 30% от общего экспорта Индии. На сегодняшний день страна контролирует 21% мирового рынка офшорного софта.
Индусы известны своей склонностью к математике. А учитывая, что в стране проживают свыше 1 млрд. человек, а средняя зарплата составляет 50 долларов в месяц, была возможность для тщательного отбора персонала в сектор, где человеческий фактор играет определяющую роль.

Бизнес оказался очень прибыльный, на его основе была создана высокоэффективная система образования. Это позволило перейти от бизнеса, связанного просто с разработкой программного обеспечения, в качественно другую область - проектирования сложных систем. Из небольших фирм возникли крупные компании, в некоторых из них трудятся десятки тысяч программистов. Если вначале все заказы шли из США, то сейчас эти компании сами пришли на американский рынок и напрямую конкурируют с местными IT-компаниями.

Ключевым фактором успеха стала прямая поддержка индийским правительством этого сектора, оно вложило много средств в создание соответствующей инфраструктуры, выделялись субсидии. Также удалось создать эффективную систему образования. На сегодняшний день 250 государственных университетов, 900 колледжей, 1000 частных университетов готовят программистов.