Убийство Эстемировой создает простор для провокаций

На модерации Отложенный

В среду на этой неделе сотрудник Правозащитного центра \"Мемориал\" Наталья Эстемирова была похищена в Грозном. Ближе к вечеру в Ингушетии, недалеко от федеральной трассы \"Кавказ\", ее тело обнаружили с огнестрельными ранениями в голову и грудь.

Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров отметил, что у Эстемировой не могло быть личных врагов среди здравомыслящих людей, так как она всю себя посвящала защите прав человека. \"Какие-то силы никак не могут успокоиться и смириться с тем, что в Чеченской Республике закончились военные действия и наступил мир, хотят, чтобы кровь проливалась постоянно, и потому планируют самые кощунственные и бесчеловечные акции, чтобы держать власть и общество в напряжении. Нет ничего, перед чем они остановятся, чтобы не допустить снятия с региона ярлыка территории военных действий\", - говорит Кадыров.

Эту же цель, по его словам, преследовали и организаторы убийства Политковской. \"Когда прошло время, подняли руку и на Эстемирову\", - отметил президент Чечни.

Действительно, Наталья Эстемирова была очень похожа на Анну Политковскую. Но не внешне, а внутренне. Не даром они дружили.

Обе были из примерно одного поколения, люди схожего внутреннего мира и близких взглядов. Политковская была журналистом по профессии, но правозащитником по духу, как и Эстемирова.

Причем, обе были не просто известными людьми в своей профессии, но, прежде всего, публичными активистами - тем, к кому люди шли за поддержкой и утешением. Это, между прочим, весьма дефицитный тип человека. Ведь мало просто суметь выслушать, необходимо еще уметь что-то предпринять в ответ.



Но популярность, а значит, и известность, у таких людей высочайшая. Вот эта-то популярность и сыграла злую роль, если так допустимо выражаться по поводу гибели человека.

Когда человек перестает быть просто человеком, и становится общественной функцией с именем, этим могут воспользоваться. Он становится некоей точкой приложения силы, и от того, кто и как приложит эту силу, будет зависеть очень многое.

Так же и в случае Натальи Эстемировой. Ее убийство может качнуть ситуацию на Северном Кавказе непредсказуемым образом. Это понимали и понимают многие.

Прежде всего, в условиях пристального внимания к Чеченской Республике, где совсем недавно был отменен режим КТО, любой инцидент, связанный с нарушением прав человека, а особенно такого, как право человека на жизнь, имеет крайне негативное значение. Что же тогда говорить об убийстве правозащитника? Понятно, что после такого даже самый закоренелый оптимист задумается - а так ли безопасно в Чечне и так ли эффективны власти в борьбе с террористами, как они говорят? Одним словом, масса простора для провокаций.

Также и политические противники республиканской власти могут использовать случившееся, чтобы лишний раз бросить камень в тех, кто \"допускает\" подобное - то есть, во власть. Использовать для того, чтобы отвести внимание от себя, переключить внимание на другое. А в случае максимального для них благоприятствования и вовсе бросить тень перед федеральным центром. И тут встает вопрос - а насколько случайно такое происшествие? И не было ли оно устроено этими самыми противниками власти?