Своим ли делом занята РПЦ?

На модерации Отложенный

Без обид. Сколь бы умен да учен, ни казался русский поп, толоконный лоб у него был и, боюсь, таковым и останется. Судите сами. По количеству убийств и грабежей на душу населения Россия уступает лишь ЮАР и Колумбии. Уже несколько лет подряд тысячами прирастает число соотечественников, навсегда покидающих страну по политическим мотивам. Русские, несмотря на государевы подачки, продолжают вымирать. Мздоимство и воровство уже не порок, но общественная добродетель. А патриарх Московский и всея Руси Кирилл не находит большей мороки, чем печься о качестве законопроектов, озвучиваемых партией власти по заданию Кремля, да поносит паству за намерение ввести в школах уроки полового воспитания.

Борьба за царскую милость и против сексуальных привычек паствы издревле было первейшей заботой наших церковников. Зачин положил еще в XVI веке старец Филофей. В своем небезызвестном послании к великому князю Василию, где он льет елей по поводу того, что «все царства сойдутся в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», Филофей поначалу жалится князю на то, что в его «царствии не осеняют люди себя правильным знамением святого креста»; затем выпрашивает у князя милости наполнить «святые соборные церкви епископами»; а под конец молит князя: «чтобы искорениши из своего православного царствия сий горький плевел, о котором и ныне еще свидетельствует серный пламень горящего огня на площадях Содомских... Писано, ибо есть: «Изменяющий жене раздирает плоть свою, а творящий содомию, убивает плод своего чрева». Да сия мерзость множится не токмо среди мирян, но и средь прочих, о коих промолчу, читающий да разумеет».

Церковь на то и церковь, чтобы быть консервативным общественным учреждением, берегущим традиции. Таково ее общественное предназначение. Но консервативное – не значит ретроградное. Традиции лишь тогда идут впрок обществу, ежели они совремённы ему. В ином же случае «отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние... (Матф 24: 8-9)».

Среди моих знакомых много тех, кто блюдет церковные обряды и не чтит, при сем, заповедей христианской веры. Намного же больше людей антицерковных, но искренне верующих. И те и другие рады бы были приобщиться, соответственно, к вере и церкви, да традиции не позволяют. Притом, традиции не времен воинствующего атеизма, а куда более исконные, те, что издревле живут в русском фольклоре о попах и их толоконных лбах, оставаясь, прежде всего, по вине церкви, а не ее хулителей, столь же совремёнными современному русскому быту, сколь неурочны ему традиции старца Филофея и иже с ним, до сих пор так чтимые православной церковью.



Сие прискорбно. Ибо в условиях, когда «много званных, но мало избранных» (Матф 22:14), и ни у одного из светских поводырей не хватает духу стать зачинателем подлинного, а не фарисейского обновления русского общества, разве церковь не должна и не в праве взять на себя этот крест? На мой взгляд, обязана и может. Ибо сколь бы сильно безверие и цинизм не поражали сердца людей русских, они всегда оставались христианскими человеками, сохраняющими и в самые подлые и лихие годины способность пренебречь в себе низменное во имя благородного. История тому неизменный свидетель. И нынешнее время не исключение.

Но стать подлинным пастырем своему народу, во его спасительное обновление, церковь сможет, лишь проявляя смиренное уважение к людям русским, к их урожденному праву самим решать: как жить, чему учить детей, коим образом зарабатывать хлеб насущный, как управляться с общественными заботами. Не нравоучения и проповеди сегодня потребны от церкви, но личный пример. Не благие слова попов, но благонравные поступки священнослужителей. Ибо «пасите Божие стадо, какое у вас» есть, «и, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр 5: 2-3).

А пока иерархи будут разъезжать, аки баре-чиновники, по разделительной полосе в «мерседесах», приумножать без меры собственность церкви и ее служителей, давать услужливые пастырские благословения власть имущим и поучать народ, как ему жить – русские люди будут приходить в церковь «как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иез 33: 31).

Кому, как не новому патриарху знать, что «никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше», но «и никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лк 5: 37-39).

Если так, ежели для православной церкви эти слова не пустой звук, то «пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Иер. 22: 9). Читающий да разумеет.


ОПРОС: Хорошо ли, если светская власть сближается с церковной?