Зачем Сергей Нарышкин принес цветы Мазепе
На модерации
Отложенный
Визит главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина к монументу «Українським загиблим козакам» стал последней точкой состоявшегося празднования 300-летия Полтавской битвы. Мероприятие постарались провести «скромно» - без прессы и общественной огласки. Корреспондент «Свободной прессы» оказался, по сути, единственным журналистом, кто видел это действо.
Из досье «СП»:
Надпись на монументе «Українським загиблим козакам» информирует: «Установлено в день Покрова Пресвятой Богородицы года 1983». На самом деле известно, что потери 40-тысячного украинского казачьего войска гетмана Ивана Скоропадского, верного Петру I, были минимальны. Наоборот, на Полтавском поле были беспощадно уничтожены остатки запорожских куреней, переметнувшихся к Мазепе.
В Полтаве до сих пор нет персонального памятника «украинскому национальному герою» - гетману-изменнику Ивану Мазепе. Его роль с успехом заменяет монумент «Українським загиблим козакам», открытый в 1994 году.
Украинские националисты превратили памятник в место официального поклонения. Здесь крайне редко увидишь скорбящих полтавчан, однако, много делегаций из Киева и Галичины. Свои сходы проводят радикальные движения типа «Тризуба Степана Бандеры» и тернопольской «Свободы».
К моменту приезда Нарышкина территорию вокруг памятника очистили от любопытных. Милиция и люди в штатском отказывались говорить, что здесь происходит. Несколько черных машин с мигалками, руководитель администрации президента России быстро кладет свой букет на желто-блакитную гирлянду. Экс-посол Черномырдин стоит рядом. Украинские чиновники перешептываются: «Виктор Степанович заметно осунулся и выглядит нездоровым».
Зато бодр и явно доволен глава обладминистрации Полтавщины Валерий Асадчев. Быть националистом ему положено по службе - украинских губернаторов назначает лично президент Ющенко. И Асадчев постарался, чтобы в украинской Полтаве не прозвучало ни единого упоминания о Петре I и победе русского оружия. Ни одного плаката, ни одной уличной растяжки с поздравлениями в 300-летии Полтавской виктории...
Вместе с губернатором, российского VIPа окучивал полтавский мэр Андрей Матковский. Мэров выбирают горожане - и этот представитель «Блока Юлии Тимошенко» вынужден позиционировать себя как русскоязычный политик. Еще неделю назад он обещал, что уберет расставленные по улицам билборды со слоганом «Мазепа победил! Украинская держава есть».
Тогда мэра Матковского процитировали все украинские информагенства. Однако он и пальцем не пошевельнул, чтобы снять националистические билборды. В дни Полтавского юбилея как минимум три десятка огромных плакатов стояли в центре города. «Мазепа-победитель» смотрел прямо в окна апартаментов, где должна была разместиться российская делегация.
Открывая ротонду примирения на Полтавском поле, Сергей Нарышкин говорил о «принципах уважения к нашей общей истории, которой мы гордимся, и будем гордиться». В ответ замглавы секретариата президента Украины Марина Ставнийчук выдала спич о «национально-освободительном восстании, которое поднял Иван Мазепа».
Высокопоставленной киевлянке вторил лидер тернопольских националистов Тягнибок:
- На смену великому гетману пришли целые поколения мазеповцев. Мы все, кто хочет Украины украинской - мазепинцы, петлюровцы и бандеровцы.
Московские гости вынуждены были молча выслушать все это.
А чего ожидали? Только за 2008-й год в Полтаве и области осквернены памятник Петру Великому перед музеем Полтавской битвы, памятник на месте отдыха Петра, монумент на месте переправы Русской армии. Неоднократно глумились над знаменитой Колонной Славы в центре Полтавы.
Не даром, еще до начала празднований Полтава испуганно сжалась в ожидании 300-летнего юбилея. Чтобы дать отпор националистам сюда прибывали делегации днепровского казачества, из Крыма привел людей бахчисарайский атаман Сергей Юрченко. На помощь полтавчанам двинулись Дон и Терек. Самую мощную силу выставило Войско Запорожское Низовое. На въезде в Полтаву колонну автобусов пытались остановить СБУ и милиция: «Почему идете с оружием?» Однако документы бойцов кошевого Александра Панченко оказались оформлены как надо.
В дни празднования - строй черных мундиров Запорожья, синие черкески терцев, кубанские газыри, белые форменки донцов и крымцев - несколько тысяч решительных мужчин в едином строю прошли по Полтаве. Такого здесь еще не видели никогда. Попавшийся на пути бандеровец смотал свой бунчук и скрылся бегом. Казачьи отряды выстроились в Корпусном парке по всему периметру петровской Колонны славы. Приняли обращение к властям, потребовав отказаться от прославления гетмана Мазепы.
Слова от правительства России зачитал чиновник Министерства регионального развития Алексей Кириченко. Потом этот молодой человек просил журналистов не цитировать его последнюю фразу о единстве России и Украины: - Это я от себя сказал...
Когда казаки шли от Колонны славы, у общежития педагогического университета раздался крик: - Геть Москву! Больше никто не пытался хоть как-то противостоять православному казачьему маршу. Отстояли в карауле на Полтавском поле. Поклонились святыням единственного на Украине семиглавого Крестовоздвиженского собора, построенного на деньги отца и сына Кочубеев.
Но к вечеру казаки разошлись. Многие отправились в дальний путь домой. Связи не было, координации тоже. Такое впечатление, что они оказались попросту не нужны официальной российской делегации. Не вписывались в номенклатурный канон. Хотя могли бы отсоветовать возлагать цветы к мазепинскому монументу.
И тогда в освободившееся пространство Полтавы хлынули последователи Степана Бандеры. Вдруг появились около тысячи активистов Конгресса украинских националистов, непризнанного «Киевского патриархата» и западноукраинской партии «Свобода». Устроили траурное шествие все к той же Колонне славы, по пути понося «деспота Петра»:
- Мы отмечаем битву под Полтавой, которая стала трагедией для украинского народа. Но Господь благословил нас и дал нам нашу державу.
Тем временем на соседней улице Октябрьской - полтавском пешеходном Арбате - несколько хлопцев лихо распродавали литографии известного украинского живописца Сергея Якутовича. Особым спросом у публики пользовались рубаки-запорожцы и обнаженная Юлия Тимошенко в самостийной эклектике. Человек с истинно украинским, то есть с максимально широким политическим диапазоном, Сергей Якутович, был главным художником фильмов «Молитва о гетмане Мазепе» и «Тарас Бульба». В одной его киноленте пьяный гомосексуалист-некрофил Петр I насилует солдат. Другой фильм стал гимном современного российского патриотизма.
Комментарии