Как в России взрывают политиков и чиновников
На модерации
Отложенный
...Кто там недавно смеялся над тем, что во время визита Медведева в Киров ФСО приказало заварить все люки по трассе движения кортежа и закатать в асфальт рельсы?
Подрыв самодельного взрывного устройства с целью устранения политического противника в ходе политической борьбы - вполне распространённая, я бы даже сказал, общепринятая в Российской Федерации практика, к ней широко прибегают и в центре, и на местах, и даже за границей России. Это - часть наших национальных политических технологий.
Чубайс
17 марта 2005 года в 9 часов 10 минут председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс с помощником Крыченко и водителем Дорожкиным выехал из своего дома №56 по улице Победы в посёлке Жаворонки Московской области на служебном бронированном БМВ-760 (который по данным фирмы выдерживает взрыв 15-килограммового заряда) с гос. номером А 566 АВ, за которым следовал автомобиль Мицубиси-Лансер с охраной ЧОП «Вымпел-ТН». Кортеж двигался со скоростью 60-70 километров в час в условиях плотного движения с включенным синим проблесковым маячком. Через несколько минут после выезда кортежа, в 9 часов 15 минут, на расстоянии около 700 метров от Минского шоссе, на повороте, где автомобили вынужденно снижают скорость, раздался взрыв. Самодельное взрывное устройство осколочно-фугасного действия, в состав которого входил тротил, аммиачная селитра и алюминиевая пудра, а также металлические предметы (гайки, болты, шайбы и др.) было заложено на обочине шоссе и приведено в действие подрывником по проводу. Мощность взрыва по расчёту следствия составила от 4 до 10 кг в тротиловом эквиваленте, по расчётам полковника Квачкова - всего 500 граммов. Затем кортеж был обстрелян из автоматического оружия бронебойно-зажигательными пулями. По показаниям охранников, они укрылись в лесном массиве и связались по мобильному телефону с командиром своего ЧОПа, который дал указание охране спрятаться и ответный огонь не открывать. Автомобиль Чубайса пострадал, но смог быстро покинуть место покушения.
Чубайс А.Б. сообщил следствию, что к покушению могут быть причастны экстремистски настроенные военные, входившие в состав «Союза советских офицеров», и представители Коммунистической партии РФ, которые, по данным его же службы безопасности, уже готовили на него покушение в 2002 году.
В покушении обвинена группа полковника Квачкова, который был арестован вечером того же дня. На даче полковника, по адресу пос. Жаворонки, ул. Солнечная, д. 35 в ходе первого обыска были изъяты: лист полимерного материала, два рулона липкой ленты (скотча) коричневого цвета, два окурка сигарет «Ява золотая классическая», окурок сигареты «Русский стиль», окурок сигареты «Winston», две бутылки из-под водки «Богородская» и бутылка из-под водки «На березовых бруньках», этикетка от костюма маскировочного «Березка», матерчатая перчатка, три куртки из синтетической ткани. На перчатке обнаружены следы гексогена (который при взрыве не применялся). Других улик этот обыск не обнаружил. Остальные предметы, указанные обвинением как доказательства участия полковника в покушении (взрыватели от гранат, электродетонатор, подрывную машину КПМ-1А) были добыты следствием только в ходе повторных обысков опечатанной дачи через несколько дней.
При обыске в квартире Квачкова изъят тираж книги Б. Миронова «Приговор убивающим Россию», где на странице 159 следствие обнаружило подозрительное высказывание с употреблением фамилии Чубайса А.Б.: «Как же мы, дети и внуки фронтовиков-победителей, позволяем, чтобы чубайсы, грефы, кохи, швидлеры, абрамовичи, коганы, авены, фридманы, вексельберги ... держали нас за побежденный, покоренный народ, и, пиршествуя на общенародных национальных наших богатствах, морили русский народ голодом, холодом, уничтожали армию...», а также другую литературу, содержащую «призывы к насильственному свержению \"еврейского ига\" с применением оружия, к национальному восстанию, вооруженному восстанию во главе с армией», что следствие посчитало одним из доказательств преступных намерений обвиняемых Квачкова В.В., Квачкова А.В., Найдёнова А.И., Яшина Р.П., Миронова И.Б. в рамках подготовки посягательства на жизнь Чубайса А.Б., которое, по версии следствия, они готовили начиная с 2004 года, что в материалах дела сформулировано так:
«Наличие у Квачкова В.В. и других участников организованной преступной группы указанной литературы ... свидетельствует о разделении ими представленных в данных литературе и видеоматериалах экстремистских взглядов, послуживших мотивом их посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля Чубайса А.Б.»
Суд присяжных посчитал собранные следствием доказательства неубедительными и вынес оправдательный вердикт. Заключённые, которые провели в СИЗО три года, были освобождены в зале суда. В настоящее время данный оправдательный приговор оспорен прокуратурой и отменён Верховным судом, по делу предстоит новое разбирательство.
В результате данного взрыва физически никто не пострадал.
Шанцев
7 июня 1996 году на вице-мэра Правительства Москвы Валерия Шанцева было совершено покушение. При выходе из подъезда дома №10 на Олимпийском проспекте в 7 часов 55 минут утра, когда будущий вице-мэр выходил из своего дома вместе с помощником Василием Ратодием, было подорвано взрывное устройство направленного действия, заложенное в урну у подъезда.
Мощность взрыва была эквивалентна примерно от 500 г до килограмма тротила. Радиоуправляемая бомба, по некоторым данным, была смонтирована в корпусе электрической дрели, и, по видимому, перевозилась подрывниками открыто, в своём заводском кейсе. В качестве ВВ использовался пластит - весьма сильное и малодоступное взрывчатое вещество. Вице-мэр получил 148 осколочных ранений и 80 процентов ожогов тела (на нем фактически сгорел костюм).
На своей служебной «Волге» Шанцев был доставлен в институт Склифосовского, где затем находился на лечении в течение трёх месяцев. По словам врачей, значительное число (до 80%) таких поражений заканчивается смертью. Так, уже на позднем этапе лечения у Шанцева началось общее заражение крови. Наиболее болезненными были перевязки после ожогов, когда бинты отрывались только вместе с кусками обгоревшей кожи.
Как сообщал по горячим следам взрыва «Коммерсант» от 08.06.1996, пенсионерку Валентину Брукс, которая выгуливала свою собаку, взрывной волной отбросило на несколько метров, и она также получила тяжелые ранения. О состоянии собаки ничего не сообщалось.
Покушение, возможно, было связано с тем, что Шанцев в паре с мэром Лужковым баллотировался в вице-мэры Москвы. По действующему на тот момент законодательству в случае гибели Шанцева Лужков без второго лица в предвыборном списке не смог бы участвовать в выборах мэра, и был бы вынужден оставить свой пост (с этой трактовкой закона согласны не все правоведы). Таким путём, возможно, политические или экономические противники Лужкова пытались предотвратить его переизбрание на пост мэра Москвы.
Следствие (которое вело Оперативно-розыскное управление ФСБ) установило, что данный заряд был сделан весьма профессионально и гарантированно уничтожил бы вице-мэра, однако в этот день «Волга» Шанцева припарковалась на некотором отдалении от подъезда, и он немного отклонился от обычного маршрута следования (по-русски «срезал угол»), что и спасло ему жизнь.
Одними из подозреваемых по делу проходили сотрудник информационно-аналитического отдела ФСБ полковник Игорь Кушников и мастер спорта международного класса по дзюдо и серебряный призёр Европы по карате Максим Шенков - по версии следствия, оба лидеры Гольяновской ОПГ. Их вина доказана не была.
Одна из версий оперативно-следственной группы связывала покушение на Шанцева с его работой на посту префекта Южного округа, где незадолго до покушения у Шанцева возник крупный конфликт с азербайджанской преступной группировкой, так как Шанцев отказался предоставить гостям с юга в аренду понравившиеся им торговые площади.
Мэр Москвы Юрий Лужков в момент взрыва находился с визитом в Ингушетии и заявил СМИ, что к теракту могут быть причастны коммунисты, а покушение на Валерия Шанцева является «актом мести» (Шанцев ушёл к Лужкову из компартии).
В настоящее время нет практически никаких продвижений в расследовании покушения, и ни заказчик, ни исполнитель не установлены.
Романов
6 октября 1995 года в Грозном произошло покушение на командующего объединенной группировкой федеральных сил генерала Анатолия Романова. Направленный взрыв радиоуправляемого устройства произошёл, когда колонна в составе двух бронетранспортеров охраны и двух легковых машин УАЗ проезжала тоннель в районе площади Минутка. Были взорваны два из четырех заложенных зарядов. Романов был тяжело ранен. Помощник командующего полковник Александр Заславский и шофер погибли. Ранения получили 15 сопровождающих генерала военнослужащих и 12 пассажиров проезжавшего мимо маршрутного автобуса.
В 2002 году в Чечне арестован полевой командир Ибрагим Аюпов, непосредственный участник покушения на Романова. По версии следствия, Аюпов действовал тогда по приказу Шамиля Басаева. О суде над ним мне ничего не известно.
Романов выжил, но полное сознание к нему, невзирая на все усилия врачей, по-видимому, так не вернулось.
Березовский
7 июня 1994 года возле дома №40 по Новокузнецкой улице в Москве возле офиса «Логоваза» была взорвана бомба. Взрыв раздался, когда «мерседес» Березовского выезжал из ворот офиса. В результате погиб водитель автомобиля (ему оторвало голову), ранены охранник и восемь случайных прохожих.
В момент выезда автомобиля Березовского из офиса «Логоваза» был подорван припаркованный рядом автомобиль «опель».
Березовский получил ранения, одежда на нем частично горела. По ряду отзывов, тогда в частных беседах Березовский обвинял во взрыве олигарха Гусинского и стоящего за последним Лужкова. Существует также версия конфликта Березовского с бандитом Сильвестром, банк которого вскоре должен был выплатить Борису Абрамовичу миллиард рублей с процентами, но совершенно не хотел этого делать. 13 сентября Сильвестра взорвали на Тверской в своём «мерседесе» бомбой с радиоуправлением, и Березовский был под подозрением как заказчик этого преступления. Во время лечения Березовского в Швейцарии делами в Москве управлял его партнёр Бадри Патаркацишвили, недавно скончавшийся в Великобритании при сомнительных обстоятельствах.
Расследование этих дел закончилось ничем. В октябре 1996 года Березовский был назначен заместителям секретаря Совета безопасности России.
Кадыров
1 мая 2000 года Ахмад Кадыров сообщил журналистам о предотвращённом покушении на его жизнь. Были задержаны два чеченца, у которых сотрудники службы безопасности изъяли мину с дистанционным управлением. По словам Кадырова, организатором этого покушения был его тейповый родственник - дивизионный генерал и министр обороны правительства Масхадова Магомед Хамбиев.
13 мая 2000 года на восточной окраине Гудермеса было совершено покушение на сына Ахмада Кадырова Рамзана. Радиоуправляемая мина взорвалась, когда машина Рамзана Кадырова проезжала по федеральной трассе «Кавказ». Он получил осколочные ранения и был контужен.
6 августа 2000 года рядом с домом Ахмада Кадырова в селе Центорой было обнаружено мощное взрывное устройство, переделанное из крупнокалиберного артиллерийского снаряда.
3 сентября 2001 года в Грозном в туалете Дома правительства Чечни взорвано самодельное взрывное устройство. В это время Ахмад Кадыров проводил в здании совещание с главами районных администраций.
По некоторым данным, Ахмада Кадырова четыре раза пытались взорвать с помощью фугасов, и дважды - с участием террористов-смертников. Шесть раз охране удавалось обезвредить взрывные устройства. Седьмой раз - не удалось.
9 мая 2004 года в 9 часов утра Ахмад Кадыров в сопровождении группы чиновников Чеченской республики и командующего группировкой войск в Чечне Валерия Баранова взошёл на трибуну для почётных гостей грозненского стадиона «Динамо», чтобы поприветствовать участников парада Победы. Как выяснилось позже, правительственная трибуна была заминирована боевиками при ремонте стадиона с целью совершения крупного теракта против руководства республики. В качестве мины были использованы два 152-мм фугаса, из которых взорвался один. Перед проведением парада правоохранительные органы проводили проверку стадиона на предмет наличия мин, однако ничего не обнаружили. Обнаружению мин, возможно, препятствовала арматура, заложенная в бетон.
По одной из версий, подрывник сидел в седьмом ряду соседнего сектора и наблюдал за составом гостей на трибуне, видимо, ожидая момент, когда там соберётся наибольшее число высокопоставленных чиновников. Через полтора часа, заметив, что гости собираются покидать трибуну, подрывник привел в действие взрывное устройство по проводу, заложенному в бетон. Взрыв девятого мая стал одним из немногих, который телезрители увидели в прямом эфире, так как со стадиона была организована прямая трансляция. Похожим образом, под телекамеры, в 2002 году во время празднования Дня Победы был взорван военный парад в городе Каспийске.
После взрыва охрана Кадырова открыла беспорядочный огонь. По некоторым свидетельствам, на стадионе отлавливали всех мужчин, внешне напоминающих ваххабитов, и расправлялись с ними. Президент республики Кадыров скончался на месте. Командующий объединенной группировкой войск Валерий Баранов был тяжело ранен и потерял ногу. Также при взрыве погиб председатель госсовета Чечни Хусейн Исаев.
Также на стадионе было обнаружено и третье взрывное устройство - пластиковая бутылка, заполненная пластитом и снабженная взрывателем. Взрыв должен был произойти в 12.05.
Официально расследование покушения закончилось ничем. Неофициально сын Ахмада Кадырова Рамзан не раз заявлял, что все организаторы этого покушения уничтожены.
Ингушетия: Зязиков
Наиболее популярен подрыв как способ решения политической проблемы в республике Ингушетия.
6 апреля 2006 года террорист-смертник совершил покушение на президента Ингушетии Мурата Зязикова. Покушение произошло в 10 часов утра на автодороге, ведущей из г. Назрань в Магас. Зязиков ежедневно перемещался по этому маршруту, так как его резиденция расположена в Магасе.
В двухстах метрах от поворота на Магас «мерседес» Зязикова поравнялся с припаркованным легковым автомобилем «ВАЗ-2107» который был подорван. Мощность взрывного устройства составляла приблизительно 100 килограммов в тротиловом эквиваленте, частичные разрушения строений произошли в радиусе 500 метров. Мурат Зязиков получил легкие ранения, в том числе ожоги, были ранены несколько охранников. На месте взрыва образовалась воронка глубиной около метра и диаметром 3 метра.
Организаторам взрыва был известен не только маршрут и график движения президентского кортежа, но и тот конкретный автомобиль, в котором находился Мурат Зязиков, определить который в длинном кортеже однотипных автомобилей невозможно без информатора из охраны или окружения президента.
Годом раньше рядом с резиденцией Зязикова в Магасе удалось обнаружить другое самодельное взрывное устройство, которое состояло из трех снарядов - двух калибра 120 мм и артиллерийского снаряда калибра 122 мм.
Ингушетия: Медов
30 сентября 2008 года совершено покушение на главу МВД Ингушетии Мусу Медова. Террорист-смертник взорвал себя на пути следования кортежа министра. Ни глава МВД, ни его охрана не пострадали. Примерно в 8.20 в Назрани, когда министр ехал на работу, в районе улицы Картоева террорист-смертник попытался протаранить бронированный «мерседес» министра, однако бомба, находившая в салоне его машины ВАЗ-2110, взорвалась ещё до столкновения. Мощность взрыва оценивают в 40 кг тротила. В связи с ошибкой охраны обе машины сопровождения оказались впереди охраняемого лица, дав таким образом машине террориста возможность сблизиться с лимузином министра. Данное покушение связывают с местью за убийство авторитетного ингуша, владельца оппозиционного сайта Ингушетия.ру Магомеда Евлоева.
Ингушетия: Евкуров
На днях, 22 июня 2009 года около 8:40 на пути следования кортежа президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, следовавшего по трассе «Кавказ», на подъезде к Магасу произошел взрыв. В результате взрыва тяжело ранен сам Евкуров, его брат Увайс и водитель. Сопровождавший Евкурова милиционер погиб на месте, позднее в больнице умер водитель. Евкурову сделали операцию и он отправлен в Москву для лечения. Взрывное устройство привел в действие террорист-смертник, находившийся в автомобиле «toyota camry» (по другим данным - «лексус»). Мощность взрывного устройства предположительно составила 70 килограммов в тротиловом эквиваленте. И схема, и место покушения почти совпадают с покушением 2006 года на Мурата Зязикова. Легковой автомобиль медленно двигался по трассе по ходу следования кортежа президента Ингушетии. После того, как машина ГАИ стала прижимать автомобиль террориста, оттесняя его от колонны, автомобиль сделал резкий маневр, оказался около кортежа и взорвался.
Юнус-бек Евкуров вступил в должность президента Ингушетии в конце октября 2008 года. До этого он служил заместителем начальника штаба Приволжско-Уральского военного округа.
Врачи оценивают состояние Евкурова как тяжелое.
Также в Ингушетии многократно происходили подрывы менее высокопоставленных должностных лиц.
* * *
Разумеется, громких взрывов, где мишенью являлось конкретное лицо, за эти годы прозвучало гораздо больше. Так, с помощью радиоуправляемых взрывных устройств в разное время были подорваны несколько лидеров ореховской преступной группировки, многие другие бандиты и авторитетные коммерсанты, широко известно дело журналиста «МК» Холодова и другие взрывы, такие как «афганский» взрыв на Котляковском кладбище во время похорон ветерана Афганистана. Тогда правоохранительные органы утверждали, что в качестве подрывников обычно работали бывшие сотрудники спецслужб и военные специалисты в области подготовки терактов.
Мы ограничились только покушениями на «государственных деятелей». Наверное, к российской теме следует отнести и подрыв автомашины бывшего и.о. президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева в Катаре, очевидно, произведённый сотрудниками российских спецслужб (которые были осуждены и переданы Катаром для «отбытия наказания» в Россию). Отдельная тема - это предотвращённые взрывы и покушения, такие как подготовка покушения на Матвиенко в 2007 году, минирование «губернаторского» дома в Воронеже в 2001 году, небольшой взрыв вблизи автомобиля губернатора Росселя, загадочная семёрка с взрывчаткой в Москве, которая, по версии следствия, предназначалась Рамзану Кадырову, и многое другое.
Как видно, подрыв самодельного взрывного устройства с целью устранения политического противника в ходе политической борьбы - вполне распространённая, я бы даже сказал, общепринятая в Российской Федерации практика, к ней широко прибегают и в центре, и на местах, и даже за границей России. Это - часть наших национальных политических технологий.
Видимо, покушение на Евкурова не последнее в нашей новейшей истории. Ждём продолжения этого сложного политического процесса.
...Так кто там недавно смеялся над тем, что во время визита Медведева в Киров ФСО приказало заварить все люки по трассе движения кортежа и закатать в асфальт рельсы?
Комментарии