Дмитрий Медведев прошелся по селу
На модерации
Отложенный
В воскресенье, 21 июня, на официальном сайте президента http://www.kremlin.ru была выложена беседа обозревателя «Первого канала» с главой государства. Речь шла о развитии сельского хозяйства. Что же сказал президент?
О последствиях кризиса
Мы в целом неплохо подготовились к тому, чтобы сельское хозяйство вышло на принципиально новые рубежи. Конечно, сейчас сделано ещё далеко не всё, что мы задумывали. Но в результате национального проекта, и в результате реализации ряда программ, как это, может быть, ни удивительно сейчас прозвучит, но сельское хозяйство оказалось к кризису готово лучше, чем промышленность.
Это было связано и с большим объёмом, финансовой поддержки и с тем, что мы успели провести ряд организационных мероприятий. Поэтому я бы сейчас не говорил о том, что сельское хозяйство попало у нас на голодный паёк. Наоборот, у нас действует государственная программа развития сельского хозяйства, она принята в докризисный период, мы её не меняем, не обрезаем, и она реализуется в полном объёме. Достаточно сказать, что в целом общий объём бюджетного финансирования сельского хозяйства только растёт, он не уменьшается, и в этом году он составит 183 миллиарда рублей. Это приличные весьма деньги. Мы их тратим по самым разным направлениям: и для того, чтобы поддерживать ключевые сферы, такие как животноводство, растениеводство, молочное производство, и для того, чтобы, естественно, в ряде случаев проводить необходимые преобразования.
О кредитах
Сейчас основная проблема – это кредиты. И если для промышленности мы вынуждены какие-то схемы изобретать заново, где-то они, кстати, к сожалению, не работают как следует, то для сельского хозяйства эта схема была опробована, причём во время национального проекта. Речь идёт о том, чтобы дотировать кредиты наиболее важным аграрным проектам, в частности, по животноводству и по молоку мы дотируем кредиты, то есть помогаем нашим сельским производителям платить кредитную ставку в размере 100 процентов.
О продовольственной безопасности
Продовольственная безопасность – это способ для государства создать условия, когда население нашей страны, люди, которые живут в нашей стране, будут обеспечены продовольствием по нормальным, по разумным ценам. Это если говорить просто. Но у продовольственной безопасности есть слагаемые и есть различного рода способы её обеспечения. Если вернуться, скажем, в 90-е годы, то вы помните, какое количество импортного мяса, дешёвого зачастую импортного мяса, было на прилавках наших магазинов. Пресловутые «ножки Буша» и некоторые другие виды мясной продукции. Но мы понимаем, что такая зависимость довольно опасна, потому что, как только происходит изменение курса иностранной валюты, того же самого доллара, к рублю, автоматически растёт цена на соответствующую продукцию. А сейчас этого не произошло. Почему? Потому что произошло замещение иностранного мясного поголовья, иностранной мясной продукции, мяса из-за границы нашим производством. То же самое можно сказать и при возникновении эпидемии, пандемии, а также эпизоотии животных. Если происходят такие проблемы, то останавливается импорт, и тогда страна может попасть в довольно сложное положение.
Есть специальная концепция продовольственной безопасности, в соответствии с которой мы должны в значительной степени обеспечивать себя основными видами продукции. Например, картошкой – на 95 процентов, молоком – около 80 процентов. Сейчас по некоторым показателям мы недотягиваем, в частности, по молоку и по мясу мы ещё пока на эти позиции не вышли. Но надо признаться, что в период этого кризиса у нас уменьшился завоз мяса и молока из-за границы, что позволяет и нашему сельскому хозяйству развиваться и в то же время гарантирует нас от скачков цен на соответствующие виды продукции, которые приобретаются за иностранную, то есть за твёрдую валюту.
И это очень неплохо с точки зрения нашей продовольственной безопасности. Потому что в прошлом году у нас приблизительно треть всего мяса ввозилась. Сейчас, по всей вероятности, по итогам этого года это будет где-то четверть.
О «молочной войне» с Белоруссией
Нас несколько озадачила реакция наших белорусских друзей, наших белорусских партнёров на то, что происходило. Ведь ситуация абсолютно простая. Надо торговать цивилизованно, даже таким близким, братским странам, как Россия и Белоруссия. Мы ещё год назад сказали, что нужно поменять сертификаты на ту продукцию, мясную и молочную, которую ввозит Белоруссия. А мы знаем, что у них очень большие объёмы: почти 100 процентов их поставок по экспорту идёт в Россию. Год ничего не делали, ничего не делали – в результате, когда уже эти правила вошли в действие, товаропоток остановился. Это первая причина.
Вторая причина. Наш рынок большой, но не безбрежный. И у нас есть свои производители, которые для нас всё равно дороже, чем все остальные, какие бы теплые и братские чувства мы ни питали к белорусским партнёрам, к белорусским аграриям. Поэтому вот эти развязки были найдены, и сейчас торговля возобновится. Я надеюсь, что она не помешает развитию в целом нормального сотрудничества и кооперации в аграрной сфере, а также нашим скоординированным действиям по вступлению в ВТО, потому что мы создали с Белоруссией и Казахстаном специальный Таможенный союз, а теперь в ВТО будем вступать вместе.
О качестве продуктов и мороженом
Если говорить о стандартах на наши продукты, то они очень высокие, иногда они не меняются десятилетиями и даже идут там, скажем, вразрез с какими-то мировыми трендами стандартизации аграрных продуктов, стандартизации продовольственных товаров, это первое.
И второе: конечно, любая нация привыкает к своим продуктам, вот поэтому, может быть, кто-то и говорит, что иностранные продукты качественнее, но большинство наших граждан считают, что наши продукты вкуснее. И с этим невозможно спорить, потому что мы ели их и будем есть, это наши действительно любимые продукты, которые у нас готовят по-своему. Даже если сравнить мороженое какое-нибудь, вот мне всегда казалось, что иностранное мороженое безвкусное. Хотя то мороженое, которое здесь производят по иностранным лицензиям, оно теперь приспособлено под вкусы наших граждан: оно более сладкое и более такое концентрированное, насыщенное. Поэтому, мне кажется, это, в общем, разговор такой достаточно сложный – какие продукты лучше, какие хуже…
У меня в семье, как и в любых других, наверное, российских семьях, довольно внимательно относятся к продуктам и зачастую считают (ну так, это некое распространённое мнение), что в иностранных продуктах больше химии. Хотя так это или нет, это вопрос всегда очень спорный. Но такое мнение существует. Поэтому при выборе наша семья, конечно, отдаёт предпочтение российским продуктам.
О ценах на нефть
Мы, с одной стороны, заинтересованы в том, чтобы цены на нефть росли, потому что от наполнения нашего бюджета зависит жизнь миллионов людей, и селян в том числе. С другой стороны, конечно, мы не заинтересованы в том, чтобы росли цены на бензин, на горюче-смазочные материалы. Поэтому было принято специальное решение, и Правительство приходило ко мне, докладывало о том, чтобы зафиксировать на этот год цены на горюче-смазочные материалы, а именно на дизельное топливо и на низкооктановый бензин. Нам удалось это сделать, и посевная прошла при фиксированных ценах. Практически с марта по май ничего не менялось. Теперь у нас такая же задача касается сбора урожая. Там тоже цены зафиксированы. Поэтому я считаю, что мы как раз в этой ситуации выдержим. Не буду говорить пока про следующий год, но в этом году цены на бензин, цены на горюче-смазочные материалы, на дизтопливо останутся фиксированными и вполне разумными для села.
Комментарии
Не желаете колбаски по 60 рэ за килограмм? Может пронесёт так, что думать станет легче?
P.S. Сдали в эксплуатацию большой магазин.