В Белоруссии исчезают деньги с банковских карточек

На модерации Отложенный

В Белоруссии уже неделю продолжается непонятная эпопея вокруг банкоматов. У населения со счетов исчезают деньги. Власти это объясняют «сбоями в работе некоторых банкоматов». Независимые аналитики утверждают, что деньги были фактически экспроприированы. Проблемы у белорусских банкоматов начались 4 июня. Клиенты не могли снять наличные или осуществить платежи. Сначала сценарий был одинаковый – человек делал соответствующий запрос, деньги не снимались, платежи не осуществлялись. А указанные суммы со счетов исчезали.

В белорусских блогах ситуацию описывали примерно так. Когда люди пытались снять наличные деньги или произвести безналичные платежи, на экране банкоматов на английском языке появлялась надпись: «Пожалуйста, ждите». Затем банкомат несколько минут думал, не реагируя на нажатие кнопок, и к радости уже успевшего испугаться держателя карточки «выплевывал» ее обратно. Со следующими в очереди к банкомату происходило то же самое. Количество желающих получить наличку увеличивали люди, которые не могли рассчитаться с помощью банковской карточки в магазине. Таким образом, перед банкоматами росли очереди из людей, каждый из которых надеялся на то, что ему повезет больше, чем соседу. В итоге вчера в белорусской столице не работали банкоматы крупнейшего банка страны – Беларусбанка (аналог российского Сбербанка).

С корреспондентом «НИ» произошла схожая ситуация. Ближайший к дому банкомат показал – у меня на счету около 200 тыс. белорусских рублей (примерно 2200 российских рублей). Однако снять их не получалось – банкомат сообщал, что на карточке «недостаточно денег». Пришлось снимать по мелочи, однако удалось получить только около 50 тыс. белорусских рублей. На следующий день оставшаяся сумма со счета просто исчезла.

В Национальном банке высказали версию о том, что белорусские банкоматы атаковал вирус, и последние проблемы могли быть связаны с распространением нового опасного компьютерного «червя». По некоторым данным, даже в самом Нацбанке для профилактики на два дня работникам ограничили доступ в Интернет. Однако эту версию быстро опровергли. Заместитель гендиректора ОАО «Банковский процессинговый центр» (БПЦ) Елена Одиноченко сообщила журналистам, что «в сложных аппаратно-программных комплексах, обрабатывающих большие объемы данных, технические сбои подобного рода возможны».

По словам очевидцев, сбои коснулись устройств и трех других банков (Белинвестбанк, БПС-банк и Белагропромбанк), которые также обслуживаются в БПЦ. Кстати, примерно из 6,2 млн. эмитированных в стране банковских пластиковых карт львиная доля была выпущена именно четверкой крупнейших банков страны. Они же обладают и самой большой сетью банкоматов.

Начальник управления информации Национального банка Анатолий Дроздов сообщил журналистам, что к утру 5 июня технические неполадки были устранены. Однако по сей день ситуация не изменилась.

Сбои случались и раньше, но, как правило, носили локальный характер. Такого массового исчезновения денег с карточек еще не было. Вчера пресс-секретарь Беларусбанка Сергей Верещак сообщил «НИ», что «проблема возникла в программном обеспечении». По словам г-на Верещака, «все произошло по вине Банковского процессингового центра, который обслуживает карточки нашего и некоторых других банков. Мы отвечаем за то, чтобы банкомат был исправен, не имел механических повреждений».

Однако с версией виновности исключительно БПЦ не вяжется история, которая случилось со мною, ведь моя карточка не была изготовлена в Минске, и тем более не имела никакого отношения к этой структуре. Руководитель научно-аналитического центра им. Мизеса Ярослав Романчук в беседе с корреспондентом «НИ» ситуацию с банкоматами связал с кризисом в белорусской экономике. «Кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы белорусское правительство в чем-либо признавало свою вину? Если в стране проблемы, то виноваты или американцы, или Россия, а сейчас и железо. Власти уже сами признают, что не хватает денег на зарплату. Вот их и находят», – считает эксперт. Он утверждает, что, по существу, речь идет об обычном государственном рэкете: «Сейчас многие уже начнут переходить на старый – проверенный способ – на конверты. Деньги, которые попали в эту систему, уже не вполне твои. И это государство решает, сколько с них тебе полагается».