Ющенко – бревно поперек дороги из России в Европу
На модерации
Отложенный
Политическая жизнь на Украине, как обычно, бьет ключом. Издание «Украинская правда» распространило сенсационное сообщение о том, что в минувшую субботу Партии регионов, ведомой Виктором Януковичем, и Блоку Юлии Тимошенко, возглавляемой, как нетрудно догадаться, одноименным политиком, удалось согласовать проект т. н. «Большого договора» (не путать с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной). По информации сайта, документ предполагает создание т. н. «широкой коалиции».
Но главным пунктом этого «пакта о ненападении» (предполагающего принятие программы совместных действий и разграничение сфер политического влияния) является заявленное его подписантами намерение перейти к избранию президента парламентом, а не общенародным голосованием, как сейчас.
О том, насколько подобное объединение реально и жизнеспособно, а также о том, чего стоит ждать России в случае, если тандем Тимошенко – Янукович все-таки приберет к рукам власть в соседнем государстве, в эксклюзивном интервью KM.RU рассуждает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин:
— Ну, наверное, ждать России надо будет что-то от этих возможных союзов, если они реализуются. Потому что нет ничего более временного, чем постоянные договоренности на Украине, а если они простираются до 2024 года, то хотелось бы, как говорят на Украине, «це трэба разжуваты». Поэтому хотелось бы все-таки знать подробности соглашения, и было ли оно, потому что вот уже представители и БЮТа, и Партии регионов говорят: да ничего такого не было, ничего такого не случилось.
Проблема-то, в конце концов, не столько в конфигурации власти на Украине и не столько в Конституции, которую надо срочно менять. Проблема-то стоит более принципиального свойства, как мы знаем из нашей обыденной жизни. Демократии много, денег нет — вот в чем проблема. Проблема-то в том, что, сколько бы ни меняли Конституцию, не меняли характер, механизмы выборов президента, самое главное — чем расплачиваться 7 июня за российский газ и где взять деньги на наполнение подземных хранилищ на зиму. Это проблема, мне кажется, на самом деле, при всем том звоне, который сейчас раздается по поводу вот этого то ли достигнутого, то ли недодостигнутого, то ли совсем не достигнутого соглашения, является серьезней. Тем более что представители Евросоюза сказали, что, во-первых, Украина к нам по поводу кредитов не обращалась, а во-вторых, денег мы не дадим.
Мне кажется, что тут вопрос не такой простой
И здесь возникает такой вот интересный вопрос. Вот на сайте пропрезидентского телеграфного агентства Украины – «Униан» уже появилась статья, где, естественно, вот это, еще не родившееся соглашение тут же приписывают проискам Кремля. Что это вот Кремль долго трамбовал Януковича, чтобы он согласился с Юлией Владимировной войти вот в такую коалицию, и наконец так дотрамбовал, что в субботу они обо всем договорились. И вот этот Кремль только спит и видит, как отобрать у нас нашу «незалежность». Мне кажется, что тут вопрос не такой простой.
Вот недавно (я перенесусь на несколько тысяч километров к востоку) в Хабаровске, как известно, состоялся саммит Россия — Европейский союз. И там лидеры Европейского союза, которые, ну как бы будем считать, что выступали от имени Европейского союза в целом. Я имею в виду Хавьера Солану и Баррозу, они сказали в том смысле, что транспортировка газа через украинскую территорию в Европу, вашего газа, российского — это ваша проблема.
Это вы должны решать, мы тут вообще никакого отношения к этому не имеем. Это ваши проблемы, а вы при этом должны дать гарантии, что газ будет поступать к нам регулярно. На это вообще наш президент резонно сказал, а чего ради мы должны давать такие гарантии?
Мы отвечаем, извините, тут поперек дороги лежит «бревно», можно мы его уберем?
Но у меня возникло некое недоумение. Потому что если продолжить ту логику высказываний господина Баррозу и господина Хавьера Соланы, то Россия, значит, обязана всеми доступными в ее распоряжении средствами обеспечить транспортировку российского газа по украинской территории. Я их неправильно понял, или они дали санкцию России на прямое вмешательство в украинские внутренние дела для того, чтобы Россия достигла того, что они от нее требуют – бесперебойного движения газа по украинской территории?
Если это так, то, так сказать, стенания автора «Униан» беспочвенны, значит, получается, что Европа дала санкцию России на то, чтобы с использованием любых имеющихся в ее распоряжении методов, в том числе и давление на отдельных украинских политиков, достичь цели, да? Или Европейский союз занял такую позицию: вот есть некая дорога энергетическая по территории Украины от России к Европе, и руководители Евросоюза говорят: вы обязаны обеспечить движение по этой дороге бесперебойное. Мы отвечаем, извините, тут поперек дороги лежит «бревно», можно мы его уберем? Нет, нельзя.
Я надеюсь, читатели поняли, что под «бревном», которое положено специально посередине дороги на Украине, в настоящее время я имею в виду президента Ющенко. И «бревно» это положено было известно кем и неслучайно, для того, чтобы в максимальной степени затруднить взаимодействие между Европой и Россией в первую очередь в энергетической сфере.
Украина вроде бы к Европе не обращалась за деньгами
Поэтому вот эту проблему надо решать в конце концов. Украина вроде бы к Европе не обращалась за деньгами, и Европа сказала, тем не менее, на всякий случай, что денег у нее все равно нет. Украина обращалась к России. Но российский премьер-министр, как рачительный хозяин, резонно сказал: извините, вот тут у вас есть один самый главный, который, вообще-то, сказал, что тот кредит под те деньги, которые вы просите за транспортировку газа аж до 2014 года, он является незаконным и, с его точки зрения, абсолютно неправильным. Но так вы разберитесь там у себя на Украине-то, в конце концов. И можем ли мы, учитывая позицию, так сказать, вашего препятствия, лежащего на пути, заключать с вами соглашение больше, чем на ближайший месяц?
А, собственно говоря, ведь весь пафос вот этого соглашения Путин-Тимошенко, которое было заключено в результате прошлого газового кризиса, как раз и состоял в том, что или вы 7-го числа как из пушки платите деньги, или мы переходим на авансовый метод. То есть не то чтобы на годы вперед планирование, а если не выполняете, то планирование уже переходит в ситуацию авансового, то есть практически помесячного платежа.
Возвращаясь к этому замечательному то ли удавшемуся, то ли неудавшемуся объединению парламентского большинства — БЮТ и Партии регионов… мы видим, что у вас, так сказать, то, что заключено позавчера, уже на завтра не выполняется. И как мы можем с вами договариваться на годы вперед? Сначала продемонстрируйте, что вы на самом деле можете у себя договариваться хотя бы на месяц вперед друг с другом, и тогда мы будем разговаривать о том, чтобы строить с вами какие-то планы. Вот такая непростая ситуация.
Комментарии