Интервидение - последний клик моды

На модерации Отложенный

Новые возможности

Не забудьте выключить телевизор и включить компьютер - телевидение теперь там. Речь пойдет не об обычных телеканалах, которые теперь можно смотреть также на экране компьютера, и не о сайтах, где выкладывается любительское видео. Речь об интернет-телевидении, производящем собственную продукцию. В Сети существует несколько таких проектов. \"Огоньку\" стало известно, что как минимум три новых появятся в ближайшее время. Один из них создает художник Владимир Дубосарский, второй - психолог Борис Новодержкин и третий - некая компания в Петербурге, которая пока не хочет публичности. О подробностях этих проектов, опасаясь конкуренции, все говорить посчитали преждевременным. \"Огонек\" решил приглядеться к интернет-телевидению.

PostTV: пост принял

Деревню Копытовку (с ее развалившейся фермой) и интернет-телевидение еще дней десять назад ничего не связывало. Но 21 мая на сайте posttv.ru началось первое реалити-шоу в рунете \"Мужские игры\", которое снималось в Копытовке. В деревне живут 30 стариков, и им, понятно, уже не до игр. Участвуют в реалити-шоу десяток неудачников со всей страны, когда-то занимавшихся единоборствами. Чемпион мира по боям без правил Олег Тактаров в этих суровых условиях готовит их для сражения с бойцами из Америки под руководством Танка Эббота, которого когда-то победил. Проект во многих странах пойдет по телевидению, а в России для премьеры выбран интернет.

- Сегодня продать любому каналу что-то новое - практически невозможно: кризис, бюджеты урезаны, и все покупают только проверенные рейтинговые проекты,- говорит руководитель компании \"МБ-Групп\" Марго Кржижевская.- Я в интернет-технологиях понимаю немного, но думаю, это реальный шанс новым телепроектам раскрутиться. Я представляю новый формат в интернете, собираю отклики, публикации в прессе, а затем продаю его на телевидение, где уже будут понимать, что они покупают. Сегодня, на мой взгляд, это единственная схема, которая позволяет новому формату попасть на телеканал.

Это уже третий случай за последнее время, когда снятый по законам телевидения проект запускается в интернете. Началось все с нашумевшей программы Тины Канделаки и Андрея Колесникова \"Нереальная политика\" (разговор о политике со звездами шоу-бизнеса), которая сначала выходила только на PostTV, а теперь ее показывает еще и РЕН ТВ. Недавно на том же сайте появилось еще одно шоу с Тиной Канделаки - \"Я выключаю телевизор\" (в студии 12 редакторов журналов и один главный гость). И это уже был заказ канала СТС. Такой продукт получается менее затратным для канала, чем если бы его сначала запускали на телевидении.

Интернет-телевидение привлекает в свои программы звезд, ставших популярными благодаря традиционным телеканалам. Для чего это нужно звездам, у которых на ТВ - несравнимо большая аудитория?

- В тот момент, когда мы перейдем на цифровое телевидение,- говорит Тина Канделаки,- разницы между интернет-телевидением и обычным телевидением не будет. Ее уже почти нет. Телевизоры становятся все тоньше и тоньше, и экран телевизора сейчас такой же, как экран компьютера. Отличие только в качестве изображения и в содержании. И из этих двух экранов в войне, которая уже идет, выиграет тот, кто будет интересен. Я думаю, что будет интереснее на экране компьютера.

Пока же Тина Канделаки хочет находиться на обоих экранах. Более того, она является совладельцем PostTV.

Наша Russia и наш Tvigle

Один из самых популярных проектов интернет-телевидения russia.ru - программа \"Ц\" (на экране мигает буква: она то \"П\", то \"Ц\", \"буква-кризис\"). Это ток-шоу, куда приходят разные гости. Вообще на сайте есть как общественно-политические, так и развлекательные программы. В день появляется 7-10 обновлений (новые сюжеты, ток-шоу, клипы...). В неделю на russia.ru примерно 1,5 миллиона просмотров.

На сайте russia.ru нет недостатка в \"Единой России\". Да и лица знакомые: Михаил Леонтьев, Владимир Жириновский, Наталья Нарочницкая... В общем если вы по какой-то причине не включаете телевизор, то позиция Кремля настигнет вас и в интернете. Правда, среди гостей встречается и Юлия Латынина, которую не увидишь по ТВ.

Создал проект Константин Рыков, теперь депутат Госдумы и член \"Единой России\".

Если russia.ru - своеобразный интернет-аналог Первого канала, то tvigle.ru ближе к СТС. Это развлекательный канал (музыка, мультфильмы, комедии, рубрики \"Для мужчин\", \"Стиль жизни\"...). Здесь построили вещательную сеть: партнеры канала на своих сайтах показывают программы Tvigle. Суммарная ежемесячная аудитория в России - чуть больше 3 миллионов человек. На Tvigle создали новую звезду - у Александра Лобанова (Lobanov Show) появилась своя аудитория, а потом Первый канал пригласили его сниматься в \"Большой разнице\".

Новости - их профессия

Еще одна разновидность интернет-телевидения - видеопроекты новостных интернет-изданий.

Например, KM TV, созданное в ноябре 2006 года в рамках сайта km.ru, считает себя одним из первых интернет-телевидений. Здесь два канала: общественно-политический и развлекательный (причем есть прямые эфиры). Третье направление, которое откроют в ближайшее время,- документальное кино. В день появляется по шесть новых программ. Основной упор KM TV делает на звезд и VIP-персон.

- Кроме сайта KM TV наши программы показываются еще в регионах на традиционных телеканалах,- говорит главный редактор мультипортала km.ru Светлана Окунева.- Регионам интересны передачи, которые невозможно снять там,- с известными актерами, политиками, спортсменами. Например, наша программа \"Ностальгия\". Кроме того, мы ориентированы на мобильные телефоны, поэтому у нас основная масса форматов - короткие, а картинка - не очень подвижная.

Совсем другой направленности \"Грани-ТВ\". Кажется, это единственное интернет-телевидение в России, пользующееся не только творческой свободой, которую дает интернет, но и политической.

- У нас проект с позицией, и оказалось, что это востребовано: общественно-политического видео в Сети очень мало,- говорит гендиректор \"Грани.Ру\" и координатор проекта \"Грани-ТВ\" Юлия Березовская.- Мы снимаем то, что почти не снимают телеканалы: самое главное - свободных людей, которые говорят о важных вещах, а также протестную активность - пикеты, шествия, митинги. Нам кажется, это еще и с исторической точки зрения интересный материал.

ТВ на платформе

Специалисты пока не рассматривают серьезно ту разновидность интернет-телевидения, о которой идет речь в этом материале.

- Я не знаю в России полноценных web-платформ из тех, что ориентируются на профессиональный контент,- говорит управляющий партнер \"Веб-Медиа групп\" и вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Сергей Калугин.- По моему мнению, подобные проекты пока не имеют большого количества профессионального продукта и продвигают субституты - мини-ролики. Наиболее успешной профессиональной платформой в мире принято считать hulu.com, где есть тысячи часов фильмов, сериалов и шоу. Их можно смотреть в высоком разрешении (HD). От Запада мы отстаем. Главные проблемы интернет-телевидения в России - деньги, ограниченное проникновение широкой полосы интернета (в регионах - не более 15 процентов) и авторские права.

Добавим, что специалисты пока не относятся серьезно к интернет-телевидению еще по одной причине: порой эти проекты не зарегистрированы как СМИ и, следовательно, Законом о СМИ их деятельность не регулируется. Это телевидение, которое образуют пользователи.

* * *

Первым видеоблогером России считается музыкальный продюсер Николай Лебедев. В 2005 году он увидел в интернете видеоблог американца Стива Гарфилда, сразу же снял на мобильный телефон первый выпуск и выложил его в свой блог в livejournal. В 2006-м зарегистрировал домен lebedev.tv, \"телевидение одного человека\". Последние полгода он - на russia.ru. По его словам, за полгода у него - 1 миллион просмотров.

- Телевидение перемещается от вещательных корпораций к отдельным людям,- считает Николай.- Образно говоря, СМИ может стать каждый человек. Вот я - СМИ.

Действительно, чтобы делать собственное телевидение, сегодня нужны всего лишь камера, компьютер и интернет. Если так дело пойдет дальше, телевидений будет столько же, сколько зрителей.