Дело мэра Твери войдет в анналы юридического абсурда
На модерации
Отложенный
Сегодня, 28 мая, Московский районный суд Твери, в очередной раз рассмотрев ходатайство об условно-досрочном освобождении бывшего мэра Твери Олега Лебедева, приговоренного в августе 2008 года к полутора годам лишения свободы, удовлетворил просьбы защитников. Завершилась во многом анекдотичная возня по набившему оскомину «делу Лебедева», которое по количеству взаимоисключающих судебных решений можно считать прекрасным пособием для студентов юристов.
Напомним, дело завели в 2005 году по ч. 3 ст. 294 УК (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). Лебедев заступился за своего первого зама Олега Кудряшова, который подозревался в превышении служебных полномочий. Во время обыска в горадминистрации, следственная группа столкнулась с сопротивлением со стороны Лебедева. Словесная перепалка, конечно, не перешла в рукопашный бой, но последующая прокурорская проверка инцидента завершилась возбуждением уголовного дела уже в отношении мэра.
Далее события развивались по совершенно неожиданному сценарию: в марте 2006-го дело прекратили по указанию Генпрокуратуры, которая усмотрела в нем нарушения некоторых положений УПК. Злые языки связывали это решение с продажей тверского муниципального предприятия «Тверьводоканал» московской фирме «Росводоканал». Сделку, кстати, утвердили депутаты Тверской городской Думы, которые, получив за это взятку в размере 628 тысяч 771 рубль на всех, позже сели на разные сроки в колонии. И хотя их решение прокуратура сразу же опротестовала, сделка состоялась. А истинная цена «Тверьводоканала» тянула на 1 миллион американских долларов, полученных неизвестно кем.
Словом, дело в отношении мэра Твери закрыли.
Неожиданно, спустя два года, 26 марта 2008 года заместитель генпрокурора В. Малиновский отменяет постановление о прекращении уголовного преследования Лебедева и инициирует возобновление расследования. Самого же мэра на время проведения предварительного следствия отстраняют от исполнения должностных обязанностей и берут с него подписку о невыезде. Теперь прокуратура вменяет ему помимо статьи 294 ч.3 (воспрепятствование производству предварительного расследования с использованием своего служебного положения) еще и ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
Но, находясь под следствием, Лебедев ведет себя уверенно и непринужденно. Участвует в различных праздничных и других публичных мероприятиях города, приходит на заседания Городской Думы и даже подписывает документы. Это, а также то, что в силу своей непомерной занятости Олег Лебедев так и не удосужился ознакомиться с материалами собственного уголовного дела, переполнило чашу терпения тверской Фемиды. Предварительные слушания в Тверском областном суде закончились заключением его под стражу. Главу Твери этапом отправили в СИЗО небольшого городка Кашин в 170 км от областного центра, где, спустя несколько месяцев, прошли уже выездные заседания Тверского облсуда.
Присяжные признали экс-мэра виновным лишь по одной статье - превышение полномочий, а судья назначил ему наказание в виде полутора лет лишения свободы и лишил права занимать выборные должности на госслужбе и в органах местного самоуправления в течение трех лет.
После этого «дело Лебедева» еще не раз кочевало из Москвы в Тверь и обратно, но вердикт суда не изменился.
В первых числах уже нынешней весны, после истечения трети срока наказания, осужденный Лебедев решением Московского районного суда Твери был условно-досрочно освобожден. Но недолго музыка играла. Уже 17 марта областная прокуратура подала кассацию на решение Московского районного суда о досрочном освобождении Лебедева, а 28 апреля уже коллегия Тверского областного суда вынесла этот вопрос на рассмотрение.
Доводы, которые представила прокуратура, выглядели следующим образом: личность осужденного еще не до конца изучена, и за столь короткий срок он не мог встать на путь исправления. Формальным же поводом оспорить решение Московского районного суда стал тот факт, что 11 февраля, на следующий день после подачи Лебедевым ходатайства об УДО, он нарушил дисциплину - в неположенное время прилег на кровать.
Как бы то ни было, с доводами прокуратуры Тверской областной суд согласился и вернул материалы по УДО для повторного рассмотрения в Московский районный суд. Правда, поручил дело другим судьям.
Не помогла Олегу Лебедеву и замечательная характеристика, выданная ему руководством СИЗО. Судя по ее содержанию, в отряде хозобслуживания, куда он был зачислен на должность библиотекаря, осужденный Лебедев зарекомендовал себя с положительной стороны. «К труду относится добросовестно. С соседями по общежитию поддерживает ровные отношения. В конфликтные ситуации не вступает. С представителями администрации вежлив. Активно включился в работу самодеятельных организаций...» и т.п.
Во время первого рассмотрения дела о его условно-досрочном освобождении, Лебедев признался, что всегда старался быть примером для сокамерников: первым вставал после подъема, первым заправлял кровать и всегда соблюдал чистоту. А 11 февраля просто вышла промашка - в 14.15 тюремщики обнаружили его спящим в своей камере. «Плохо себя чувствовал», - пояснил суду Лебедев. Суд принял объяснение во внимание, но прокуратура воспротивилась.
Областной суд проигнорировал это объяснение и даже не принял во внимание утверждение Лебедева о трудоустройстве в должности советника губернатора на общественных началах. Кстати, и правильно. Как сообщили корреспонденту «Свободной прессы» в областной администрации, Лебедев, действительно, в штате губернатора никогда не состоял и денег за свои советы не получал.
Все последние месяцы в напряженном ожидании находились не только бывший мэр, но и его соратники. Дело в том, что следственное управление СКП по Тверской области возбудило 7 уголовных дел по статье 307 УК РФ, «заведомо ложные показания свидетеля» в отношении тех, кто поддерживал на судебном процессе Олега Лебедева.
Как стало известно корреспонденту «Свободной прессы», в числе тех, кто по версии следствия давал ложные показания в суде - чиновники городской администрации, занимавшие при Лебедеве высокие должности. Это и начальник управления общественных связей и взаимодействия депутатов Тверской городской думы и Законодательного собрания Р. Дзюба, и начальник управления защиты правопорядка и административных органов администрации Твери А.Козлов, и главный специалист отдела по вопросам социальной политики администрации города Ю. Буянова и ряд других.
Всем «лжесвидетелям» грозит штраф в размере от ста до двухсот МРОТ.
Но если у соратников экс-мэра все судебные разбирательства впереди, то у самого Олега Лебедева они, похоже, закончились.
Кроме того, у него вновь появилась надежда вернуться в большую политику. По крайней мере, недавно Герой Социалистического Труда Любовь Ивановна Парфенова, представляющая Тверскую область во всероссийской общественной ассоциации «Трудовая доблесть России», вернулась из московской командировки с большим букетом цветов для опального мэра и наилучшими пожеланиями ему от спикера верхней палаты российского парламента Сергея Миронова.
А кто «заказал» Лебедева - остается только догадываться.
Комментарии