Куда растратили деньги британские парламентарии
На модерации
Отложенный
За 180 тысяч долларов лорды готовы были пролоббировать поправки к некоторым законам. Питер Траскотт и Томас Тейлор попались на уловке — журналисты выступили в роли подставных заинтересованных лиц. В четверг, 21 мая, Палата Лордов единогласно проголосовала за отстранение обоих от работы до окончания сессии с формулировкой: нарушили правило действовать согласно чести.
Такое случилось впервые за последние 350 лет. Дисциплинарное взыскание, наложенное на двух членов правящей Лейбористской партии в Верхней Палате Парламента, стало новым витком коррупционного скандала в Великобритании, который длится уже две недели.
История началась с того, как британская газета Daily Telegraph провела расследование на тему нецелевых расходов чиновников и парламентариев. Журналисты выяснили суммы и конкретные имена тех, кто тратил казенные деньги на личные нужды, в том числе на покупку, аренду и ремонт домов, ужины в ресторанах, оплату услуг садовников, собачий корм, видеотехнику, подгузники, комиксы, постельное белье и т. д.
В частности, представитель тори Питер Лафф (Peter Laff) выставил к оплате в качестве служебных расходов счета за три сиденья для унитаза, три миксера, 10 комплектов постельного белья для его нового дома. Другой представитель консерваторов Дэвид Камерон (David Cameron) потребовал возместить ему затраты на садовника, оборудовавшего его сад утиным озером. На чистку бассейна потратился и Майкл Энкрам — один из лидеров партии. 2 тысячи фунтов за ремонт лопнувшей трубы под теннисным кортом заплатил Оливер Летвин (Oliver Letwin), ответственный за предвыборную программу партии.
В своих запросах скромностью не отличились и лейбористы. Так, Ян Гибсон (Jan Gibson) оплачивал аренду дома для своей дочери после того, как купил его за полцены.
Самого премьера Гордона Брауна газетчики уличили в нецелевом использовании шести тысяч фунтов. Эти деньги он заплатил собственному брату за уборку своей квартиры.
Формально парламентарии имеют право на компенсацию расходов, но только тех, что связанны со служебной деятельностью. При этом большинство счетов были завизированы специальным комитетом.
Браун был вынужден извиняться, причем не только за себя, но и от лица всех политиков: «Мы все очень сожалеем о произошедшем». Эта фраза тут же разошлась по заголовкам газет и вызвала широкий общественный резонанс. Чтобы успокоить британцев, премьер объявил о создании специальной комиссии, которая проведет финансовый аудит и проверит обоснованность бюджетных расходов парламентариев за последние 4 года. Инициатива расследовать траты привела к расколу Палаты Общин. Ряд членов нижней палаты начали возвращать полученные в качестве компенсации деньги, другие встали на защиту принципа конфиденциальности такого рода информации.
Первой жертвой стал спикер Палаты Общин Майкл Мартин. В понедельник Палата вынесла ему вотум недоверия, во вторник спикер официально принял его и объявил об уходе. Комментируя собственную отставку, Мартин был краток: «Это означает, что будут назначены выборы нового спикера. Это все, что я хотел сказать». Собственно, его имени в списке, опубликованном в прессе, не было. Однако Мартин активно выступал против обнародования любых данных о расходах депутатов, в том числе публикации документов.
Отставку спикера Палаты Общин тоже можно назвать историческим событием. Это случилось впервые за 300 лет. Предыдущий случай произошел в конце 17 века. Тогда поводом для отставки спикера стало обвинение во взяточничестве.
Комментарии