История злопамятнее народа
На модерации
Отложенный
Фигура царя Ивана Грозного все более актуализируется в нашей стране. Весомое тому доказательство - популярность антиутопий Владимира Сорокина \"День опричника\" и \"Сахарный Кремль\", где проводится прямая параллель между Московской Русью эпохи опричнины и путинской Россией. А вот 16-серийный фильм \"Иван Грозный\" Андрея Эшпая, только что показанный на телеканале \"Россия\", призван этот тезис опровергнуть.
Бюджет фильма, хотя и снимавшегося до кризиса, оказался довольно скромным, и на блокбастер он не тянет - даже многие сцены якобы на природе и все московские храмы сняты явно в павильонах. Народ дан некой безликой массой, нарисованной с помощью фотошопа, а батальные сцены просто убоги. Сильно сэкономили на массовке и компьютерной графике. Но все это авторам фильма и не нужно. Они сосредотачивают внимание не на государственных деяниях царя, серьезно расширившего пределы Русского государства, а на его преступлениях, приводя в заключение знаменитое суждение Карамзина о том, что \"история злопамятнее народа\", который помнит только взятие Казани да покорение Сибири.
При этом сама опричнина в фильме как-то пропадает. Вернее, она растягивается на весь период правления Ивана Грозного. Уже с юности Ивана окружает сильно напоминающая опричников банда соратников, творящих по его указанию скорую и жестокую расправу над неугодными. И Малюта Скуратов как ближайший к царю человек появляется в фильме задолго до того, как провозглашается опричнина. А ведь Григорий Лукьянович даже не был причастен к учреждению опричнины, в которой он имел самый низший чин пономаря, и выдвинулся позднее, когда опричники начали активно изводить \"крамолу\".
В фильме Эшпая казнят и мучают и до опричнины, и во время нее, и после ее формального прекращения. И в день смерти Иван Грозный собирается живьем варить волхвов, назвавших ему этот самый день.
Объяснение же всему происходящему авторы дают довольно простое. Все дело в безумии Ивана, в его одержимости манией величия и манией преследования. Плюс еще способствовавшее формированию этих комплексов тяжелое детство, долгие унижения, испытанные от опекунов-бояр.
И сами эти бояре показаны ничуть не лучшими, чем царь Иван. Думают только о власти и собственном прибытке, грабят государственную казну, убивают и казнят соперников, вот даже мать Ивана Елену Глинскую отравили. Замечу, кстати, что двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий показан полным ничтожеством, ради спасения собственной шкуры готовый доносить на всех и вся. В действительности князь был храбрым воеводой, а отнюдь не слабым и безвольным человеком. Здесь на авторов фильма повлияло великое творение Эйзенштейна. Да и Александр Демидов во внешнем облике Грозного во многом копирует Черкасова.
Главная причина бессудного террора по замыслу авторов фильма заключается именно в душевной патологии Ивана. Но против ошибок природы протестовать бессмысленно. Да, если абсолютный монарх или диктатор сходит с ума, он может натворить немало бед. И фильм призван показать зрителям: да, при Грозном было жутко, страшно, никто не знал, не будет ли он завтра казнен или сослан. Но все было совсем не так, как теперь у нас, в России. Жизнь другая, люди другие, власть другая, ничем нынешнюю российскую власть не напоминающая. Нет никаких вечных феодальных черт российского самовластья, не уважающего прав подданных, черт, с пугающей регулярностью повторяющихся снова и снова. Причины опричного террора - не социальные, а чисто биологические, лежащие в безумии царя. У нас же правители, слава Богу, люди нормальные.
Комментарии
А только потом занялся истреблением крамолы и борьбой с фальсификацией....
Семейственность фильма не позволила подобрать актёров по возрасту. Елена Глинская вышла замуж за великого князя Василия в возрасте 18 лет, умерла в 30 лет. И очень неловко смотреть как 33- летняя Симонова-Кайдановская, с комплекцией 50-летней тётки, изображает 18-летнюю девушку, а потом 30-летнюю великую княгиню.
Семейственность не позволила и подобрать актёров по таланту. Хуже игры и не придумаешь.Понятно денег мало, хочется чтобы из своего круга не вышли...
Да и режиссура – «дачная». А какой анонс, какие обещания.
С интересом узнал из фильма, что Иван Грозный - еврей...
Разве их можно сравнивать? Смешно.
Теперь, извините коротко, без объяснений.
1. Иван Грозный был великим человеком. А если он был кровожадным сумашедшим, то бы после его смерти Русь развалилась бы на удельные княжества, как было до его деда.
2. Опритчина существовала всего 2 года, и была эмуляцией того, что было если бы мечты бояр быть \"носом воробья, а не хвостом льва\" осуществились бы. Тогда было бы \"нормальное\" гнобление слабого сильным. Что и было показано. И показано было так, что и после смутного времени Русь помнила урок и объединилась. Такая глобальная эмуляция, не слабо для сумашедшего.
3. Для показания своей кровожадности Иван Грозный собирал преступников со всей Руси. И обставил всё так, что без показа этого не обходиться ни один фильм, или рассказ. А ведь было то так только один раз.
А много народу собрать так и не сумел, всего 200 человек. Варфоламеева ночь, помните такую, - 30 000 человек за раз. У немцев было 45 000 - всё население восставшего района.
4. Во время ливонского...