Тандем Медведева и Путина как новый курс России
На модерации
Отложенный
Между Путиным и Медведевым нет никакого конфликта. Поначалу некоторым казалось, что неизбежен конфликт между окружением каждого из них. Но и его, пожалуй, нет. Но есть другое - более важное. Все последние события определенно свидетельствуют: это не «третий срок Путина». Многие опасались, что президентство Медведева окажется просто скрытым «третьим сроком». Но это - нечто новое. «Первый срок» какого-то нового курса.
В разгар «второго срока», между 2004-2007, казалось, что путинизм - после ранее успешно «восстановленной вертикали» - начинает инерционно втягиваться в неприятное русло. Оно состояло из - нарастающей централизации всего, поворота к патерналистской социальной политике, курса на «чеболи»-госкорпорации, признания благотворности однопартийной модели («типа как в Японии»). Все это сопровождалось молодежным агитпропом, бурным и безвкусным телевизионным патриотизмом, нарастанием риторики «свой - чужой» и трактовкой «суверенной демократии» в духе «у нас особенная стать, в Россию можно только верить».
В результате выражение «Снежная Венесуэла», сравнения с Пиночетом, Салазаром, с брежневизмом - сделались базовой схемой мировой аналитики в отношении России.
Есть много свидетельств тому, что еще до кризиса и до проблем с углеводородами наверху задумались над тем, а куда, на какие рельсы надо выводить страну после «восстановительного периода». Да, на расползающуюся бочку накинули новый ободок. А что дальше? Так называемые «тучные годы», вторая половина нулевых, были благодатны для населения. Но в то же время в них открылась и скорбь.
Вдруг выяснилось, что даже с переполненным бюджетом, при прекрасной конъюнктуре, мы не можем НИЧЕГО. Диверсификация экономики, обновление инфраструктуры, запуск так наз. «инновационной экономики», качество медицины и образования, подавление коррупции, запуск экономической активности населения и т.д. и т.п. - все это повторяется как мантра в программных документах. Но ничего не движется. Разбухает госаппарат, который внимательно читает эти документы, выучивает нужные слова. И все. Так - кое-что по мелочи. Кризис усугубил скорбь.
Между Медведевым и Путиным нет противостояния.
Но вот между «вторым сроком» Путина и нынешним «первым сроком» их совместного правления - противостояние есть.
Это не противостояние «кланов» и клиентелл. Это конфликт между мечтой бюрократии о «стабильности», при которой можно пожертвовать развитием, лишь бы оставаться и далее при распиле бюджетных денег. И готовностью значительной части общества выйти за пределы этого двадцатилетия.
Это общество не является «оппозицией» в узком политическом значении. Скорее всего мы быстро движемся к тому, что в оппозиции окажутся «охранители второго срока», которые убеждены, что чрезвычайный режим преодоления лихих 90-х будет длиться бесконечно.
В чрезвычайщине много привлекательного для силовиков, это «их время». Но нет другого пути из чрезвычайщины к развитию и конкурентоспособности - кроме как через расширение гражданского участия.
Речь не идет о том, чтобы ради каких-то нормативных представлений строить многопартийность, малый бизнес, свободные СМИ, независимые суды и разделение властей. Но очевидно, что без большего веса формального права, без гражданского участия, без другого понимания свободы и достоинства человека - т.е. в конечном счете без изменения всей социальной ткани - Россия не окажется ни на пятом, ни пятнадцатом месте в списке успешных экономик и привлекательных для жизни стран.
Нынешний «первый срок» олицетворяет некое упование на то, что общественный климат в России будет меняться. И Медведев уже сделал шаги, показывающие, что он понимает направление этих перемен. Он выступает с тематикой гражданских институтов, СМИ, расширения пространства для политической оппозиции. Он подчеркивает, что политическая система «нулевых» была продиктована временными, конкретными соображениями. Речь идет о том, что пора создавать уклад для уже не чрезвычайной, не МЧСной экономики и политики.
Над Россией все круче нависает козырек будущего. Двадцать лет постсоветского периода позади. Где мы? Кто мы? «Суверенная демократия», «энергетическая сверхдержава»? Это очень слабые слова даже для внутреннего пользования. Ветхие пожелтевшие бумажки «второго срока».
ОПРОС:
Кто главнее - Путин или Медведев?
Комментарии
Вот-вот в новостях начнут показывать, как Путин отчитывается перед Медведевым.