Генпрокуратура РФ требует \"крупной рыбы\"

На модерации Отложенный

Генеральный прокурор Юрий Чайка 13 мая выступил перед Советом Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в стране, подробно остановившись на вопросах противодействия коррупции.

Впервые из уст главного блюстителя закона прозвучали слова о «палочной» системе работы милиции, тормозящей борьбу с мздоимством. Впрочем, по словам экспертов, сделать что-либо с этим явлением в обозримой перспективе - нереально.

По словам Юрия Чайки, правоохранительным органам удалось добиться положительной динамики выявления, раскрытия и расследования коррупционных проявлений. За 2008 год выявлено более 43 тысячи таких преступлений, и около 28 тысяч дел по ним направлены в суд.

При этом генпрокурор обратил внимание на то, что правоохранительные органы сосредоточены, в основном, на борьбе с так называемой «бытовой коррупцией», чтобы повысить свои показатели. В результате к уголовной ответственности привлекаются чиновники низового звена, врачи и преподаватели.

29% осужденных за взяточничество в 2008 году - работники правоохранительных органов. Такую практику, когда крупные коррупционеры уходят от ответственности, а в «сети закона» попадает лишь «мелкая рыбешка», генпрокурор назвал неудовлетворительной.

Милиция традиционно озабочена количеством выявленных преступлений, а не их значимостью. Такая практика объясняется тем, что эффективность работы органов также определяется количеством «палок».

«Это застарелая проблема, пути решения которой не просматриваются. Тяжелое преступление раскрыть сложнее, чем не очень тяжкое, хотя оно и стоит ста мелких дел.

Но надзирающие органы смотрят только на количество», - заявил Балтийскому информационному агентству (БИА) экс-начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Аркадий Крамарев.

По его словам, милиция вынуждена расследовать вал уголовных дел в отношении врачей районных поликлиник и учителей, вместо того чтобы разрабатывать коррупционеров более высокого уровня.

Для того, чтобы изменить положение дел, нужно менять всю систему надзора за действиями органов внутренних дел.

«Те, кто осуществляет надзор, ничего не смыслят в оперативно-розыскной и следственной работе, а умеют только контролировать», - подчеркнул А.Крамарев.

По мнению руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, «борьба с коррупцией, по сути, является имитацией».

«Мы не видим уголовных дел в отношении сотрудников ФСБ, администрации президента, судейского корпуса, хотя, например, ни один рейдерский захват невозможен без помощи судей», - отметил эксперт в беседе с корреспондентом БИА.

Он также добавил, что до их пор не реализован правовой механизм реагирования на сообщения СМИ.

«Противодействие коррупции невозможно без общественного контроля и независимой прессы», - подчеркнул К.Кабанов.

Он также высказал уверенность в том, что «нужно вернуть часть функций по расследованию уголовных дел обратно Генпрокуратуре, поскольку Следственный комитет себя не оправдал».