Победители московского \"Евровидения\" уже названы

На модерации Отложенный

Конкурс песни «Евровидение», церемония открытия которого состоялась в столичном Манеже в воскресенье вечером, а финал пройдет только в ближайшую субботу в «Олимпийском», по сути, бурлит в Москве уже неделю с лишним. К нам приехал настоящий фестиваль: делегации из 40 с лишним стран нон-стопом проводят бесконечные репетиции, пресс-конференции и вечеринки, соревнуются песнями, нарядами, кошельками и всевозможными рейтингами. Фанаты «Евровидения», не пропускающие ни одного конкурса, уже обсуждают, куда именно они поедут на следующий год. Звучат Париж и Баку, но громче всего – Осло.

Спорткомплекс «Олимпийский» обвешан по периметру огромных размеров тканью. На ткани «Мисс мира- 2008» Ксения Сухинова, ставшая лицом «Евровидения», попыталась принять 42 образа – по числу стран-участниц. Ларьки с фаст-фудом по дороге от метро к «Олимпийскому» и в подземном переходе безжалостно выкорчеваны. Рядом со спорткомплексом – специальная автобусная остановка: сюда съезжаются так называемые «шаттлы» (автобусы с символикой конкурса, которые свозят гостей из «официальных» гостиниц). Ночью эти же «шаттлы» ходят из «Евродома», в который на пару недель превратился центральный Манеж. При этом у каждой делегации есть и свой «индивидуальный» автобус. Организаторы московского «Евровидения» уже сравнили нынешнюю атмосферу в Москве с атмосферой Олимпиады-80. Это, мягко говоря, преувеличение. Москва живет обычной жизнью, разве что логотипы на дорогах и остановках общественного транспорта напоминают о песенном конкурсе. Впрочем, внутри «Олимпийского» действительно царит международный кавардак: английская речь тут звучит едва ли не чаще, чем русская, да и другие европейские языки не отстают. Активно работают представители австралийских и японских СМИ, которые, казалось, не имеют к европейскому конкурсу никакого отношения. Аккредитованные фанаты и журналисты перемещаются внутри спорткомплекса небольшими стайками-делегациями. В День Победы некоторые иностранные гости прикрепили к своим аккредитационным бейджам георгиевскую ленточку. Особенно трогательно она смотрелась на представителях делегации Германии. Весь персонал владеет английским, и, право, стоит пройти с каменным лицом мимо обычного с виду московского милиционера, «не заметив» металлоискатель, только ради того, чтобы услышать из его уст вежливую английскую речь. Это запоминается не меньше, чем огромнейший пресс-центр, великолепная сцена, сразившая большинство участников наповал, и демократичная, по-настоящему фестивальная атмосфера. Даже онлайн-разговорники, транслирующиеся на экранах пресс-центра, создают игриво-расслабленную обстановку: гостей столицы учат фразам «Телефончик не дашь?», «Может, выпьем?», «Потанцуем?» и «Пойдем со мной?».

Репетиции в «Олимпийском» проходят с 3 мая. Каждой стране было выделено по две получасовых репетиции – чтобы опробовать сцену и сделать пару индивидуальных прогонов. На этом этапе стали возникать недовольства: выяснилось, что фавориты могут получить около часа репетиционного времени и прочие преимущества. Представитель Литвы Саша Сон, например, вообще грозился бойкотировать «Евровидение», поскольку режиссеры шоу отказались поставить подготовленный его продюсерами видеоролик, сославшись на то, что он не был получен по электронной почте, «а теперь уже поздно» (хотя некоторые ролики к тому моменту даже не были готовы). Кроме того, литовец посетовал, что режиссерская группа не желает выставлять ему полноценный свет и декорации, поскольку он выступает сразу после грека Сакиса Руваса. Рувас в Москве – звезда вселенского масштаба, за ним по пятам следует Филипп Киркоров, который станет главой российского национального жюри, и якобы технически сложные моменты в номере литовца могут помешать греку. В пресс-центре тут же заговорили, что это конечно же, пиар малоизвестного представителя небольшой страны, однако по лицу литовца, общавшегося с корреспондентом «НИ», было понятно, что проблемы и обида действительно имели место. А угроза «подумать, стоит ли выходить на сцену» – всего лишь попытка быть услышанным. Со вчерашнего дня в «Олимпийском» начались «полные прогоны» первого полуфинала – со всеми костюмами, декорациями, экранами и так далее. На эти прогоны допускаются и зрители по билетам. В сущности, они увидят ровно то, что будет и на самом полуфинале, поскольку репетиции пройдут в режиме нон-стоп и в реальном времени. Кроме того, сделают резервную видеозапись, которая будет транслироваться в случае накладок во время прямого эфира. Вчерашняя церемония открытия показала, что перестраховка не бывает лишней – у немецкой группы «Чингиз-хан» заело фонограмму, правда, они быстро нашлись и запели а капелла, а дуэту «Тату» после исполнения песни предложили что-нибудь сказать, но выяснилось, что их микрофоны отключены.

Надо сказать, если вы сокрушаетесь, что не попадете на такое историческое событие, стоит себя успокоить: тут все делается прежде всего ради телесъемки. Акустика в «Олимпийском» ужасная, пространство огромное (особенно расстояние от дальних секторов), и вывод совершенно однозначный – «Евровидение» лучше смотреть по телевизору. Гораздо больше увидите и услышите.

Все конкурсные песни уже давно доступны для общего просмотра в Интернете (скажем, на Youtube). Более того, у самих гостей конкурса, ежедневно посещающих «евромероприятия», некоторые песни уже навязли в ушах. Дело в том, что тот, у кого хватает денег, может устроить в «Евродоме» (то есть в Манеже) тематическую вечеринку своей страны. Как правило, выступить на таких вечеринках приглашают в первую очередь тех, кто устраивает аналогичные party. В итоге, например, представитель Белоруссии Петр Елфимов выступил в Манеже с одной и той же песней уже пять раз. С учетом того, что вечеринки иногда тоже сменяют одна другую, и Петр Елфимов вприпрыжку выбегает на сцену несколько раз в день совершенно одинаковым образом, приветствуя то болгар, то турок, то украинцев, хочется уже просто застрелиться. Белорусы в этом году, похоже, решили доказать, что они не лыком шиты и утереть сытой Европе и нос, и рот, и уши: они кормили всех мороженым и глазированными сырками, поили водкой, но вот песня у них не похожа на победную.

Пиар сквозит из всех щелей и у некоторых других представителей СНГ – прежде всего у Азербайджана (в пару к певице Айсель был «выписан» иранский певец Араш и сложена неплохая песенка) и Украины (Светлана Лобода подготовила одно из самых лучших трехминутных шоу на этом «Евровидении» с безумными декорациями и трюками). Кажется, что желание быть заметным внутри «Олимпийского» никак не может повлиять на голосование в странах Европы, однако это не так – практика показывает, что на пиаре перед конкурсом можно заработать неплохие баллы. К тому же многие музыканты смотрят чуть дальше финала и, пока они на слуху, стараются «засветиться» от души.

Впрочем, к счастью, поражают на «Евровидении» не только пиаром. Еще пару дней назад Александра Рыбака – гражданина Норвегии и уроженца Белоруссии, свободно владеющего и английским, и русским, называли в кулуарах безусловным победителем московского «Евровидения»: он лидирует в большинстве букмекерских контор и в рейтинге прессы. Обаятельный Александр, которого родители – классические музыканты – перевезли из СССР в 1990 году в четырехлетнем возрасте, произвел своей песней Fairytale («Сказка») фурор на норвежском отборе. Песня – потенциальный хит мирового уровня. Правда, сам Рыбак признался, что «в Норвегии она уже всем немного поднадоела». О победе Александра Рыбака говорили как о деле решенном даже конкуренты. Участника от Латвии Интарса Бусулиса (который, кстати, впервые в истории латвийского участия в «Евровидении» привез песню на русском языке) спросили: «В свое время вы предсказали свою победу на конкурсе «Новая волна». А какое место займете сейчас?» Бусулис ответил буквально следующее: «Какое это имеет значение, если победит Норвегия?»

Так было до приезда в Москву Патрисии Каас – как известно, француженку попросили представить свою страну на конкурсе, поскольку ее землякам надоело занимать из года в год последние строчки. От Каас совершенно не ждали спортивного интереса к «Евровидению» – скорее ей отводили роль этакой «внеконкурсной» примадонны. Однако Патрисия неожиданно заявила, что ее цель – именно победа. «Если нам помогут удача и талант», – пояснил один из ее музыкантов на пресс-конференции. «Порядок слов неправильный: талант и удача», – тонко поправила его Каас.

Стоит заметить, что в этом году в финале «Евровидения» очки будут раздаваться по смешанной системе 50:50 – к народному голосованию добавится мнение профессионального жюри в каждой стране. Патрисия Каас, которая привезла в Москву отличную лирическую песню, имеет шансы и у профессионалов, и у «простого народа». Хорошие шансы занять высокие места также у Греции, Украины, Азербайджана, Турции, Молдавии, Эстонии, Боснии и Герцеговины. Первый «отсев» произойдет уже сегодня – вечером будут подведены итоги первого полуфинала. Напомним, Россия как победитель «Евровидения» получила право выступать сразу в финале.