Лукашенко готов забрать к себе Ленина

На модерации Отложенный

Есть такой анекдот. Трудящийся ждет открытия винного отдела, подбрасывает и ловит юбилейный рубль с Лениным и приговаривает: «У меня не в мавзолее. У меня не залежишься!»

Правда, сейчас этот анекдот, может, совсем уже и не в тему — тело Ленина может переехать в Минск. Во всяком случае, агентство «Новый регион» ссылается на источники в окружении белорусского лидера Александра Лукашенко, которые утверждают, что такой вариант нельзя исключать, если Москва все-таки примет решение предать земле вождя мирового пролетариата. Впрочем, там не уточняется, каким образом Минск намерен осуществить задуманное.

Сами белорусы якобы неоднократно обсуждали свой проект на самом высоком уровне. И они не собираются хоронить Ленина, они хотят построить для него новый мавзолей наподобие старого. Может быть, даже лучше. По информации издания, Лукашенко считает захоронение останков вождя преступлением, в то время как переезд Ленина в Минск еще больше сплотит белорусскую нацию перед лицом угроз извне. Социологические опросы, кстати, показывают, что в Белоруссии сохраняется сильная ностальгия по советскому прошлому. Так что Минск готов принять тело с почетом и соорудить для него новый мавзолей.

Правда, в данном случае речь идет именно о теле, а не о идеях, поскольку 23 апреля в послании Национальному собранию Александр Лукашенко обозначил свое отношение к умершему вождю: «Я очень уважаю этого человека, и я очень хорошо в свое время изучал его». Но при этом подчеркнул: «Я не буду опираться на учение Владимира Ильича Ленина».

Впрочем, белорусский Батька любит помянуть Ленина. Благодарит, когда на дворе праздник: «Благодаря победе Великого Октября свершилась мечта многих поколений белорусов — мы обрели независимое государство, открытое для друзей». Ругает, когда злится: «Даже Ленин и Сталин не додумались до того, чтобы раздробить Белоруссию и включить ее в состав РСФСР или СССР». Даже когда просыпается коммерческая жилка — и тогда вспоминает Ленина: «Ленин нам помог, что на нашу продукцию подскочили цены, и мы должны этим пользоваться и создавать производство мирового уровня».

Ленин вне культуры

В России споры о том, что делать с телом Ленина, возникали неоднократно. Они начались в конце 80-х и продолжаются до сих пор. Всплески обычно происходят накануне каких-нибудь годовщин, знаменательных дат. Православные движения выступают за скорейшее захоронение усопшего. Однако наиболее активные участники всех этих разговоров — это все-таки политики. Вопрос, что делать с Лениным, безусловно, политический.

Даже у министра культуры Александр Авдеева в буквальном смысле язык не повернулся внятно и четко высказаться на эту тему — как оказалось, не в его это компетенции. «У меня даже язык не поворачивается назвать это объектом культурного наследия», — заявил он на «правительственном часе» в Госдуме как раз накануне слухов из Белоруссии. По мнению министра, вынос тела вождя революции из Мавзолея не имеет ничего общего с обсуждением вопросов и проблем культурного наследия: «Это политический вопрос».

И всё же всё меньше россиян считают, что тело Ленина должно оставаться в Мавзолее. Проведенный в ноябре прошлого года опрос ВЦИОМ показал, что 41% опрошенных считает сохранение тела в Мавзолее чем-то неправильным и неестественным.

К Ленину в придачу

Писателю Александру Проханову по душе пришлась идея белорусов: «Лукашенко — искусный мастер пиара. И он сделал правильный пиар-ход. Это укоризна в адрес наших властителей, которые предпочитают периодически запускать слухи, что будут хоронить Ленина. То, что сказал Лукашенко, укрепляет мысль, что хоронить все-таки не будут. Лукашенко считает себя истинным наследником советской власти, поэтому, я думаю, вместе с телом Ленина ему следовало бы отдать и Саяно-Шушенскую ГЭС, и весь наш развалившийся военно-промышленный комплекс, и остатки всех российских школ, которые угнетаются здесь на родине.

Ледокол «Ленин» тоже надо пригнать в Белоруссию и поставить в какой-нибудь березовой роще. И пусть Россия останется тогда с яхтой Абрамовича и рублевскими особняками».

Поэт Всеволод Емелин решил продолжить список: «А что, Минск — это город, в котором маловато туристических объектов. Само перенесение тела Ленина им очень бы помогло, оно будет привлекать туристов и наполнять местную казну. Можно отдать им еще и часть могил, которые находятся за Кремлевской стеной. Я не помню, есть ли там могилы белорусов, но наверняка кто-нибудь с белорусскими корнями лежит. Может быть, звезды отдать им с Кремля, пусть к себе куда-нибудь прилепят. Многое можно им туда навезти. Главное — собрать всё это в одном месте, чтобы получился такой белорусский Диснейленд. Ну и конечно, не забывать о рекламе».

«Ой, я не знаю, что еще можно было бы в довесок Лукашенко отдать, — признается в свою очередь писатель и телеведущий Сергей Минаев. — А зачем нам вообще Ленин нужен? Я чего-то не понимаю. И вообще вся эта идея Лукашенко — это бред какой-то. Вы уж меня извините».

В свою очередь депутат Госдумы от КПРФ Виктор Илюхин говорит, что не готов дать пока однозначного ответа: «Не думаю, что мы отдадим тело Ленина Лукашенко, вряд ли Медведеву сейчас нужен большой скандал. Владимир Ильич все-таки родился в России. Правда, если Лукашенко пообещает построить у себя такой же мавзолей, тогда и можно еще думать. Хотя нет, я не знаю. Ей-богу, не могу сейчас сказать вам однозначно. Знаю только, что нам надо самим беречь свое и, наверное, все-таки ничего не отдавать».

А вот руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев считает предложение забрать себе тело Ленина абсурдным и говорит, что белорусам даже не надо давать ничего в довесок — они и Владимира Ильича не потянут: «Да мне кажется, что такое предложение и не поступит на самом деле от Лукашенко, — говорит Фадеев. — Это абсолютно абсурдная идея с точки зрения финансовых затрат. Нужны же колоссальные деньги, чтобы поддерживать тело, следить за ним. Я не думаю, что белорусы готовы на это тратиться».

Однако и в Москве, похоже, денег на содержание мумии всё меньше.

На костюм не хватило…

Тело Ленина, хранящееся в Мавзолее, в этом году из-за экономических проблем осталось без нового костюма. В ходе профилактики, длившейся два месяца, Ильича так и не переодели, хотя необходимость в этом давно назрела, пишет газета «Труд».

17 лет Ленин лежал в Мавзолее в военном френче, однако затем его сменили на гражданский костюм. Тело положено переодевать раз в три года, но средств на это нет. Последний раз костюм Ленину меняли еще в 2003 году. Денег едва хватает на работы по бальзамированию, жалуются специалисты. «А государство с 1992-го не выделило ни копейки. Всё держится за счет фонда «Мавзолей Ленина» и меценатов. Вдобавок грянул кризис», — отмечает Юрий Денисов-Никольский, замдиректора Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений, принимавший участие в работах по сохранению тела.

Новые костюмы Ленину шьют на заказ из дорогого швейцарского люстрина — тонкой шерстяной ткани с блеском. Именно эту ткань Владимир Ильич предпочитал при жизни. Фасон у костюма современный — в таких сегодня ходят многие мужчины. Если во время профилактики костюм не меняют, то тщательно чистят паром и утюжат старый, ведь даже незначительная грязь на нем может испортить весь эксперимент по бальзамированию.

Саму мумию в этом году вновь подвергли биохимической обработке: поместили в ванну с раствором из трав, который оказывает бальзамирующее действие. «Это уникальная технология. Благодаря ей Ленин пролежит еще лет сто», — рассказал Денисов-Никольский. Обычно специалисты указывают, что останки Ленина могут сохраняться неопределенно долгое время.