Много ли Россия тратит на оружие

На модерации Отложенный

Сегодня слушала очень мудрое выступление британского эксперта по российскому вооружению. Эксперт, к сожалению, не разрешил называть его имени, но разрешил цитировать. Обещал прислать свою сегодняшнюю презентацию - когда он это сделает, я напишу отдельный пост, потому что оно того заслуживает, но вот несколько интересных мыслей, которые хотелось бы выложить побыстрее.

1. Когда зарубежные специалисты считают, сколько Россия тратит на оборону и безопасность, они пользуются цифрой российского бюджета \"Расходы на Национальную Оборону и Безопасность\", к которым прибавляют цифры из других статей (такие, как расходы на войска МВД, на погранвойска, на военные пенсии, на строительство жилья для отставных военных и так далее), разбросанные по другим статьям бюджета. Первая цифра дается им довольно легко, а вот остальные, которые выуживаются из разных статей (скажем, военные пенсии - из социальных расходов и так далее) носят довольно приблизительный характер. Особенно в последние годы, когда в Думе нет партий Яблоко и СПС, представители которых всегда выступали за бОльшую открытость и транспарентность военных расходов. Единая Россия на этом не настаивает. Поэтому сегодня западные эксперты примерно считают, что совокупные военно-оборонительные расходы России составляют около 3,5% ВВП (из которых около 2,5% ВВП - это расходы по статье Национальная оборона и безопасность), но допускают, что могут ошибаться.

2. Заявления России об увеличении своих расходов на вооружение на 20 процентов, которые так возбудили Запад, надо воспринимать гораздо спокойнее, потому что, оценивая эту цифру, надо учитывать не только высокий уровень российской инфляции в целом, но и то, что инфляция в военной области еще выше - она составляет около 20-30% по отношению к закупке компонентов и производству нового оружия. Поэтому Минобороны, скорее всего, при своих бюджетных расчетах использует не дефлятор официальной инфляции, а дефлятор ВВП. Таким образом, увеличение расходов на вооружение на 20% по сути означает то, что в реальном выражении они останутся на том же уровне, как были и в прошлом году. И никакого \"бряцания оружием\" не происходит. Не надо забывать недавнее высказывание министра обороны РФ Сердюкова о том, что только 10% вооружений российской армии соответствует современным требованиям.

3. Деньги на военные нужды запрашивает Минобороны, но дает их Минфин, и дает достаточно сдержанно.

4. Россия с недавних пор начала закупать часть комплектующих для производства своего вооружения на Западе. Раньше поставщиками были только страны бывшего СССР, и прежде всего Белоруссия. Теперь многие электронные компоненты приобретаются на Западе (и тестируются в Воронеже на предмет, нет ли в них багов). В частности, во Франции закупаются визуальные системы для танков, электронные приборы для военных самолетов - это новая составляющая.



5. Очень сильно пострадал от кризиса Рособоронэкспорт, несмотря на то, что за прошлый год он показал хорошие доходы, значительная часть которых, впрочем, была достигнута за счет починки и сервиса ранее проданного оружия. У России, как считает этот эксперт, проблемы с двумя ее традиционными покупателями: Китаем и Индией. Обе эти страны пытаются производить свое оружие. Китай пытается в том числе копировать российскую технику. Отсюда - поиск новых рынков, в том числе в ЛатАмерике. Главный российский экспортер вооружений сейчас - ОКБ Сухой.

4. В России около 1400 предприятий производят военную технику, из них около 500 входят в Ростехнологии. Большинство этих предприятий производят не только военную, но и гражданскую продукцию. Сказал, что кредиты этим предприятиям не дают, а государственную поддержку, о выделении которой говорят российские высокопоставленные чиновники, они не получают. Не получают по причим того, что для получения этих денег требуется выполнить ряд совершенно конкретных условий, в том числе, например, надо было, чтобы президент Дмитрий Медведев подписал новую версию госбюджета на 2009 год (что произошло, как я понимаю, только сегодня).

5. Абсолютное большинство из предприятий, произдящих российское оружие, уже очень давно нуждается в модернизации, перевооружении, на них не платятся или задерживаются или платятся нищенские зарплаты, средний возраст рабочих превышает 50 лет, а средний возраст дизайнеров и разработчиков - за 60 лет, и это большущая проблема. На этом месте, кстати, он отвлекся от выступления и попросил обратить внимание на крайне пессимистичный и тяжелый прогноз демографической ситуации в России, выпущенный ООН на этой неделе (http://www.un.org). В каком-то месте его выступления промелькнула аналогичная мысль о демографической ситуации в российской армии (он, в частности, сказал, что одному из сбитых во время августовского кризиса в Грузии российских военных летчиков было 52 года - не знаю, так ли на самом деле).

На семинаре, который проводил сегодня в Лондоне IISS - Международный институт стратегических исследований, один из топовых мировых think-tanks в военной области - и где как раз и выступал этот специалист, задавал, в частности, вопрос человек,который назвался представителем Минобороны Великобритании. Он задумчиво так сказал: \"Вот слушаю я вас, и думаю - как будто это говорят не о России, а о Британии. Просто один в один, все те же проблемы. Славно мы им свой опыт сумели экспортировать\". Мне это очень понравилось. Вообще, мне кажется, что британцы в своих оценках нас становятся все более и более реалистичными (по крайней мере на уровне, где происходит осмысление происходящего и происшедшего).