Надо ли было штурмовать Берлин?
На модерации
Отложенный
В первом часу ночи 2 мая радиостанциями 1-го Белорусского фронта было получено сообщение на русском языке: «Просим прекратить огонь. Высылаем парламентёров на Потсдамский мост». Прибывший в назначенное место немецкий офицер от имени командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга сообщил о готовности берлинского гарнизона прекратить сопротивление. В 6 утра 2 мая генерал артиллерии Вейдлинг в сопровождении трёх немецких генералов перешёл линию фронта и сдался в плен. Через час, находясь в штабе 8-й гвардейской армии, он написал приказ о капитуляции, который был размножен и при помощи громкоговорящих установок и радио доведен до частей противника, обороняющихся в центре Берлина.
Берлинская операция занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самое крупное сражение в истории. С обеих сторон в сражении принимало участие около 3.5 миллионов человек, 52 тысячи орудий и миномётов, 7750 танков и 11 тысяч самолётов.
Берли́нская стратегическая наступательная операция - одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победоносно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня - с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км. Ширина фронта боевых действий - 300 км. В рамках операции проведены: Штеттинско-Ростокская, Зеловско-Берлинская, Котбус-Потсдамская, Штремберг-Торгауская и Бранденбургско-Ратеновская фронтовые наступательные операции.
В январе-марте 1945 года войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов в ходе Висло-Одерской, Восточно-Померанской, Верхне-Силезской и Нижне-Силезской операций вышли на рубеж рек Одер и Нейсе. По кратчайшему расстоянию от кюстринского плацдарма до Берлина оставалось 60 км. Англо-американские войска завершили ликвидацию рурской группировки немецких войск и к середине апреля передовыми частями вышли к Эльбе. Потеря важнейших сырьевых районов обусловила спад промышленного производства Германии. Увеличились трудности с восполнением людских потерь, понесённых зимой 1944/45 г. Тем не менее вооружённые силы Германии ещё представляли собой внушительную силу. По информации разведуправления Генштаба Красной Армии, к середине апреля в их составе насчитывалось 223 дивизии и бригады.
С 16 апреля по 8 мая советские войска потеряли 352475 человек, из них безвозвратно - 78291 человек. Потери польских войск за тот же период составили 8892 человек, из них безвозвратно - 2825 человек[3]. Потери боевой техники составили 1997 танков и САУ, 2108 орудий и минометов, 917 боевых самолетов. По донесениям советского командования потери немецких войск убитыми составили около 400 тысяч человек, пленными около 380 тысяч человек. Часть немецких войск была оттеснена к Эльбе и капитулировала перед союзными войсками.
Классик советской, а затем антисоветской литературы в своё время заявил: мы не победили немцев, просто завалили их трупами. Сказано жестоко, впечатляюще, предельно оскорбительно для народа-победителя, тем более, что сказано действительным участником войны.
И - лживо: да, готовность отдать свою жизнь по приказу Родины в лице Главнокомандующего и назначенных им командиров - условие необходимое, без этого войны не выигрывают. Но чтобы обратить в горы трупов самую сильную в мире армию, - нужно ещё чувство права, чувство правды и превосходства над противником.
Победить врага, завалив его собственными трупами, нельзя, но победить правду, завалив её горами лжи, к сожалению, можно.
Мы не собираемся спорить с теми, кто утверждает, что главным врагом был не Гитлер, а Сталин, и воевать не надо было вовсе: это дело не публицистов, а прокуроров. Разберём вопрос частный, но совсем немаловажный: нужно ли было жертвовать ещё двумястами тысячами наших бойцов в конце войны, при взятии Берлина. - Нужно.
Довод первый
Если бы действительно, как писали слишком ретивые наши военкоры, фронт от моря до моря сократился до кольца вокруг Берлина, постановка вопроса, штурмовать город или задушить его кольцом блокады, - была бы вполне уместна. Но: в процессе войны наши научились сначала учиться на своих ошибках, а потом и на ошибках врага.
В октябре 1941 года немцы окружили в Вяземском котле ВСЕ наши войска, оборонявшие Москву. И - развернувшись к Москве спиной, грамотно, по учебникам, стали обращать ещё боеспособных окруженцев в военнопленных, а наши уже к 7-му ноября сумели подтянуть на защиту свежие войска.
Не так действовала Красная армия, когда прорывалась к Берлину. В третьей декаде апреля, когда кольцо вокруг Берлина сомкнулось, в руках врага оставались ещё: два больших треугольника Германии севернее и южнее места встречи союзников на Эльбе; протекторат Богемия и Моравия, Норвегия, Курляндия, часть Силезии, часть Венгрии, такие города, как Кёнигсберг, Данциг, Бреслау, Познань. Даже не все концлагеря были ещё освобождены! Это если забыть о существовании Японии.
Единственный способ \"привести в чувство\" (И. В. Сталин) далеко не малую часть вражеских войск - добиться капитуляции сначала (2 мая) Берлина, а через неделю (8 мая) - всей Германии.
Довод второй
Даже сейчас приводят веские доводы за то, что создание немцами сверхоружия, которое сделало бы Вторую мировую войну ещё кошмарнее, чем она была, - было делом нескольких недель. Тем более, что места его производства (Богемия, Силезия, Норвегия) - тогда об этом догадывались, а сейчас знают точно, - не были ещё освобождены. Задержка на недели оказалась бы задержкой на месяцы, если бы это была только задержка.
Довод третий
Отношения между союзниками никогда не бывают простыми. Тем более между такими, как СССР и капиталистический Запад. Лучшие военачальники сторон Паттон (безусловно) и Жуков (с большой степенью вероятности) - были за продолжение войны, уже против союзников. И провокации ещё не добитых нацистов (а на это они были мастера!) могли стать детонатором к такому, о чём и подумать страшно.
Комментарии
Войну надо срочно кончать. Как можно быстрее сломать волю немцев к сопротивлению, и сделать это было захватом немецкой столицы. Потому и рвались к Берлину.
Разумеется, политика пристуствовала. С тем, кто войдёт в Берлин, говорить после войны будут иначе. И преференций от побежденной Германии можно поболее требовать. А СССР много в чем нуждался.
Чего чушь всякую несете?
Но *усатый* дал *установку* закончить войну взятием Берлина к 1 мая к *Дню солидарности..* и Жуков, например, двинул свою армию *в лоб* на Зееловские высоты, на многоэшелонированнный укрепрайон, что бы опередить своих * конкурентов * Рокосовского и Конева, потеряв убитыми 100 тыс. солдат и офицеров.
А ввод танков в город, это полный идиотизм, об этом военных учат, что так делать нельзя /история повторилась в Грозном/ и были потеряны сотни танков. Тем более знали, что у немцев тысячи Фаустпатронов по всему городу...
А амерекосам, как презрительно ты пишешь, этот флаг был *по барабану* они людей своих всегда берегли, а на Ялтнской конференции Союзники поделили Германию на сектора и кто куда флаг воткнёт, хоть себе в жопу - ничего это не меняло...
А вот Жукову было все «до лампочки» да и возразить он не смел. Даже если бы и хотел, но для него главное было выполнить «пожелание» Сталина. И он положил почти 400 000 русских солдат в лобовых атаках (абсолютно бессмысленных с военной точки зрения) на Зееловских высотах, и еще черт знает сколько - на улицах Берлина. Хотя были тогда и другие варианты - с окружением города и дальнейшей блокадой до полной капитуляции.
но в германии хоть уважали А.Г., а в СССР сталина тупо боялись.. я лично за уважение.. а перетирать кости ... может хватит?
живых жители стран СССР никогда не простили бы иного шага.Думаю,с точки зрения моей мамы, с 14 лет вставшей за станок на военном заводе,штурм Берлина оправдан, оправдвн он и теми,кто не дожил до Победы.Враг должен быть разбит,и это моральная точка в войне.
рассказывал.Я сам тоже не двадцатилетний-сразу после Пражской весны служил в Забайкалье,тогда ,после Даманского,это было не безопасно(не печалься,юноша,мне
уже 57,и когда ты обращаешся ко мне на \"ты\" - это больше от юношеского задора,чем от хамства).Я сказал и повторю,что всю грязь(хотел другое слово,но система не пропустила),которая приходит на нашу землю надо давить так,чтобы первое поколение просто боялось одного слова -\"русские идут\".И
тогда не придут - бояться будут.Бояться будут и твои ,сынок ,родственники-скифы.
И боятся они сейчас,иначе бы все уже повторилось-ветераны вымерли,а некоторым из Вашего поколения Родину заменит баварское пиво.Так и держись.Может быть прозреешь и поймешь,что не мне следует спросить у павших,а тебе-хотели бы они не штурмовать Берлин или на границе воткнули бы штык в землю.Спроси,и они скажут.
Ведь любой,кто служил(я не о тебе) скажет,что война опасна и ее следует ...
Берлин брали безусловно с политических соображений, а они у нас всегда были превыше всего. А что до немцев, они всегда сражались очень стойко и грамотно, по большому счёту их в войне действительно задавили численностью, на равных у них ни наши ни союзники никогда бы не выиграли войны.
В 1944-1945 годах в наших стрелковых дивизиях был серьёзный недокомплект. И брать можно было только умением. Немцы же упорно и очень тактически грамотно дрались до самого конца, падение Берлина их действительно сломало психологически.
но если смотреть итог то даже по советским официальным
данным отношение убитых 1:5 а реально гораздо больше!
у меня сосед всю войну прошел и много рассказывал.....
даже к концу войны наши потери значительно превосходили
немецкие. говорил что обычно на поле боя соотношение
подбитых танков было 1:10 примерно. разве это не значит
\"завалить трупами\"? Причем очень часто потери были
просто потому что комиссары старались выслужиться и
взять какую то высоту к определенной дате....
Так, для общего развития - соотношение потерь насупающей и обороняющейся сторон находится в пределах 1-5, 1-7 ... И это нормально для любой армии мира.
Учи матчасть и не позорься тут со своими детскими суждениями.
Относительно техники. Известно, что немцы в невозврат записывали только те танки, которые или разрушены полностью, так что даже переплавить не получится, или попавшие в руки противника. Всё остальное невозвратом не считалось. Даже полностью выгоревшие машины, шедшие в переплавку.
У нас же была своя специфика. Ввиду острого дефицита запчастей командиры старались списать в невозврат подбитые, но пригодные к восстановлению танки. На запчасти разбирали, в замен же получали новые.
Так что цифирки тут такие лукавые, что разбираться и разбираться.
Большой невозврат у нас по 1941 году, когда поле боя оставалось за немцами, и все наши поврежденные танки оставались на той стороне, немцы же спокойно эвакуировали свою разбитую технику.
И ещё. Потери немцев в операциях 1945 года достоверно неизвестны, особенно в Берлинской операции (не велся учет), также как есть и проблемы с подчетом наших потерь 1941 и 1942 годов.
Относительно комиссаров. Вы их роль шибко преувел...
Всё те же \"праздничные\" наступления взять. Ведь нет НИ ОДНОГО приказа Ставки, привязывавшего наступление и взятие того или иного города к праздничной или памятной дате, но всё равно все уверены, что приказывали взять тот же Киев к 7 ноября. НЕ ПРИКАЗЫВАЛИ. Вышло так, что взяли 6-го, и этот факт широко использовался в пропагандитской работе политуправления РККА. И был озвучен Озеровым в киноэпопее \"Освобождение\". На деле же всё обстояло совершенно иначе.
Существовали оперативные планы.. 5го быть там-то, 10го достигнуть того-то.Личные приказы Верховного и не нужны были. Да и сами генералы желали выслужиться, поэтому под даты могли что -то подстраивать в планах.
Я попал в роту старшего лейтенаната Астахова.
В один из январских дней нам передали приказ: - встать на лыжи и преследовать отступающего противника, не давая ему нигде закрепиться, мы были должны захватить рубеж, перерезать железную дорогу на Ленинград, и продержаться до подхода своих частей. На выполнение задания отводились одни сутки.
Пошли ночью, налегке, в одних ватниках.
Лыжи негодные, без металлических креплений, многие падали на спусках.
У многих из нас, после того как нам объявили задачу батальона и маршрут движения, появилось ощущение, что это задание гибельное и назад мы уже не вернемся.
За нами наступал 156-й гвардейский СП, который был обязан, после того как мы захватим \"железку\", нас поддержать. Но полк этого не сделал. Дорога, по которой шел полк, была заминирована противотанковыми минами, техника и орудия остановились, не решаясь на дальнейшее продвижение, почему- то полковые саперы не стали разминировать дорогу, и стрелковые батальоны 156-го СП пройдя немного вперед, в итоге также встали на месте, и полк бросил лыжбат...
Только опираясь на мемуары Вы ничего толком не узнаете об истории. Мало этого. И не всегда объективно, хотя бы потому, что память человека избирательна. Читайте историков, читайте документы.
Согласен 100%.
Но мой случай- уже 43ий. Точно читал и про 44. И про 45. Это же не воспоминания маршалов, это воспоминания солдат. И они не единичны, они массовы. А это уже не мемуары. Это свидетельство времени.
я же не голословно говорю, читайте анализируйте, думайте сами:http://www.iremember.ru,com_frontpage/Itemid,1/lang,ru/
...да кстати, наказание за такое скорее исключение, чем правило. Я говорю про комбата. А если приказ давал комполка или выше, то и вообще сказка.
Не было у немцев возможности за недели создать сверхоружие. Никакой. Но когда нет аргументов, в ход идет ложь. Любая, нетребовательный читатель скушает, и пойдет ее распостранять дальше. Он уже инфицирован ложью. И будет заражать ее других, столь же легковерных.
Да, у нас слишком много людей, которые не любят правду. Правду они называют русофобией. Им нравиться миф. Вот только в этом мифе им тоже отводиться роль. Но если я скажу, какая, они тоже назовут это русофобией.
Классик сказал, что надо выдавливать из себя раба по капле. Знал бы он, что в России через более чем сто лет найдутся и во множестве те, кто будет прославлять свое рабство.
Войну надо было заканчивать, и ничего умного из осады Берлина бы не вышло. Немцы были еще достаточно сильны, и наших солдат полегло бы еще больше. И так до 16 мая боевые вылеты происходили у штурмовиков, и люди гибли. Ту же Прагу от фашистов освобождали, хотя уж она не советский город. Да, политика, а вы что хотели? Сталина уж кем-кем, а дураком считать не стоит.