Россию ждет демографический кризис

На модерации Отложенный

Российские эксперты в области социальной политики и демографии полагают, что даже нынешнюю ситуацию на рынке труда можно считать достаточно благополучной по сравнению с тем, что ждет экономику и общество в ближайшие 15 лет. По крайней мере представленный в конце минувшей недели двенадцатый доклад ООН о развитии человеческого потенциала «Россия перед лицом демографических вызовов» делает весьма пессимистичные прогнозы относительно возрастной структуры общества. Если до настоящего времени ситуация смягчалась незначительной социальной нагрузкой на трудоспособную часть общества, то в ближайшее время, согласно прогнозам демографов, страна столкнется с резким ростом социальных иждивенцев при масштабном сокращении численности населения рабочих возрастов. «Мы входим в острую фазу демографического кризиса», -- заявил один из руководителей авторского коллектива исследования ООН, директор Института демографии Госуниверситета -- Высшей школы экономики Анатолий Вишневский.

Как полагают ученые, первые симптомы того, что период роста численности трудоспособного населения в стране закончился, уже были замечены в 2006--2007 годах в виде небольшого сокращения числа граждан рабочих возрастов. «Это было лишь началом резкого и долговременного падения», -- считают демографы. Ссылаясь на данные «Росстата» и оценки демографов, эксперты ООН прогнозируют, что к 2025 году убыль трудоспособных граждан может составить в России от 14 млн до 17 млн человек. «Хотя сейчас все озабочены проблемами безработицы, когда мы выйдем из финансового кризиса и начнется экономический рост, мы почувствуем острую нехватку трудовых ресурсов», -- считает г-н Вишневский.

Социальную, экономическую и политическую ситуацию в стране, по его словам, в ближайшее время может усугубить рост числа иждивенцев -- стариков и детей. И если до настоящего времени российские власти получали своего рода «демографические дивиденды», связанные с особенностями возрастной пирамиды (в 2007 году был зафиксирован исторический минимум нагрузки на трудоспособное население -- 578 иждивенцев на 1000 работающих), то уже в 2015 году социальная нагрузка вырастет. Ожидается, что через шесть лет иждивенцев будет уже 700 человек, а в 2025-м -- 822 человека нетрудоспособного возраста на каждую тысячу работающих.

Причем большую долю так называемых социальных иждивенцев будут составлять пенсионеры: доля лиц в возрасте свыше 60 лет к 2025 году увеличится с 17% (2006 год) до более чем 23%, а престарелых (от 80 лет) до 3,5%. А вот количество новых рождений, напротив, может измениться в худшую сторону. Нынешняя низкая рождаемость (1,5 млн младенцев в год против 2,2--2,5 млн в 1980-е годы), полагают ученые, даже выгодна для государства с точки зрения возрастной структуры и получения «демографических дивидендов». Положительную же динамику числа рождений в последние годы г-н Вишневский связывает, в частности, с достаточно большим количеством женщин детородного возраста (в 2002--2003 годах оно достигло исторического максимума в 40 млн) и крайне благоприятной ситуацией на «брачном рынке». Однако число женщин репродуктивного возраста идет на спад. В целом количество женщин 15--49 лет к 2015 году сократится на 5 млн, а к 2025-му -- на 7 млн. Причем начиная с 2010 года убывать будет число женщин в возрасте самой высокой репродуктивной активности (на женщин 18--29 лет приходится 75--80% всех рождений).

Кроме того, демографы обеспокоены предстоящим резким сокращением в России количества молодых людей призывного возраста. «Трудно представить, как Минобороны будет решать этот вопрос», -- заявил Анатолий Вишневский. Причем, по его словам, «речь идет о людях, которые уже родились», поэтому принципиально изменить ситуацию практически невозможно.



Демографы отмечают, что в целом подобных возрастных соотношений в стране в прошлом никогда не было, и все исторически сложившиеся экономические и социальные системы (здравоохранения, образования, трудоустройства, пенсионного обеспечения) приспособлены к гораздо более молодой возрастной структуре общества. И в ближайшее время понадобится их реформирование.

Уже сделанные государством попытки повлиять на человеческий потенциал страны, считают социологи и демографы, по меньшей мере не очень эффективны. «Это исследование показало, что за годы стабильности мы не решали, а накапливали проблемы», -- заявил на презентации доклада ООН руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. До сих пор государство осуществляло социальные расходы не как инвестицию в долгосрочное развитие человеческого капитала, а как не гибкие и не влияющие, по большому счету, на экономическое положение человека выплаты, считает руководитель социальных программ по России Всемирного банка Андрей Марков. В частности, по мнению исследователей, так и не оправдали себя новая демографическая и миграционная политика. По мнению экспертов ООН, материнский капитал, например (а в конце минувшей недели был оформлен уже миллионный сертификат), является лишь «типичной формой единовременного бонуса». «С точки зрения долгосрочного влияния на рождаемость подобные меры относятся международным экспертным сообществом к числу наименее эффективных», -- говорится в докладе.

Кроме того, по мнению заместителя директора Института демографии ГУ-ВШЭ Сергея Захарова, чиновники игнорируют изменения в обществе отношения к браку, его структуре, трансформации образа матери. По мнению демографов, повлиять на рождаемость можно, задействовав как можно больше групп женщин детородного возраста. Довольно распространенным типом нового образа матери, по словам г-на Захарова, является женщина 30 лет, разведенная и состоящая в повторном незарегистрированном союзе. При этом ее текущий партнер, как правило, не является биологическим отцом ее ребенка. Это занятая полный рабочий день женщина не намерена бросать работу полностью, чтобы ухаживать за вторым ребенком. «Нередко этой женщине приходится ухаживать и за пожилыми родителями или родственниками», дополнила собирательный образ «новой матери» замдиректора Института независимой социальной политики Оксана Синявская. Адаптировать социальную политику, в частности развивать систему социальных институтов по уходу за детьми и престарелыми, развития гибких форм женской занятости, считают ученые, нужно именно под такой тип современной женщины.

Эксперты отмечают, что и концепция демографической политики России до 2025 года и стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года без внесения радикальных изменений в части, связанной с развитием человеческого капитала, останутся «политическими фантомами». По словам представителей программы развития ООН, подробный доклад, представляющий не только анализ ситуации, но и возможные способы решения демографических проблем, будет разослан в правительство РФ. Правда, судя по всему, надежда исследователей быть услышанными невелика. «Мы старались написать доклад, понятный всем, надеемся, его прочтут люди, занимающие высокое положение в стране. Но мы сталкиваемся с тем, что информация не доходит до адресатов из-за их неготовности», -- заявил Анатолий Вишневский, считающий, что подготовленная экспертами ООН информация «неудобна в политическом плане».